Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

Тамильский рок

Ну, вот стоило только вернуться к теме монгольского рока, как и во френд-ленте тут же та же тенденция проявилась - "Идём на восток!" :-)
Прошу любить и жаловать: тамильская рок-группа из Сингапура (напомню, что тамилы - одна из 4-х основных этнических групп этой страны, наряду с малайцами, китайцами и англичанами) "Rudra".
Не могу сказать, что они впечатлили меня настолько же сильно, как монголы; но послушал с большим интересом. История о Кришне и Арджуне на поле Курукшетры, исполненная в стиле хэви-метал - это что-то! :-))

Моё открытие Шостаковича: симфонии.

Считается, что лучшим интерпретатором симфоний Шостаковича является Мравинский. И случилось так, что вскоре после знакомства со струнными квартетами я попал и на каноническое исполнение 5-й симфонии Шостаковича – в Большом зале питерской филармонии, и дирижировал как раз таки Мравинский! Это было, кстати говоря, одно из последних выступлений великого дирижера.
Но, увы, симфония впечатлила меня гораздо меньше, чем можно было ожидать от столь именитых исполнителей. Возможно, потому, что в те годы меня больше увлекал всевозможный авангардизм, а 5-я симфония – одна из самых традиционных в творчестве Шостаковича.
К счастью, когда квартеты были основательно заслушаны, я решил поинтересоваться более поздними симфониями Шостаковича, и на сей раз не был разочарован! За исключением «вокальных» симфоний, все поздние произведения понравились мне не меньше квартетов.
Приняв решение вернуться к Шостаковичу, в том числе к его симфониям, я опять решил начать с Пятой, чтобы проверить свои юношеские впечатления. И, надо сказать, результат оказался довольно неожиданным!
То есть начало было ожидаемым – 5-я симфония в интерпретации Мравинского, увы, опять «не пошла». Зато вот другой вариант исполнения оказался вдруг очень созвучен чему-то внутри меня, и на пару месяцев именно 5-я симфония «прилипла» ко мне так же, как разве что в студенческие времена «прилипала» флойдовская «Стена».
Этот «другой» вариант исполнения – запись выступления Нью-Йоркского филармонического оркестра под руководством Леонарда Бернстайна в Токио. Такой вот полнейший интернационал: американцы в Японии играют музыку обрусевшего поляка! :-)
Наслушавшись Пятой, я начал по порядку переслушивать все последующие симфонии, и вот ведь чуднóе дело – каждая из них (а я дошёл уже до 11-й) оказывалась по сути дела развёрнутым вариантом развития той или иной музыкальной темы, уже кратко обозначенной в музыкальной ткани Пятой симфонии. Даже прообраз «Нашествия» можно услышать в одной из частей симфонии!
В принципе, мне импонирует неспешное, подробное, тщательное развитие музыкальной темы, характерное для поздних симфоний Шостаковича, столь удачно гармонировавшее с флегматичным темпераментом Мравинского. Пятая симфония не такова. Это редкий случай, когда в рамках симфонического произведения «нотам тесно, а мыслям просторно», и именно поэтому ИМХО она лучше поддалась неистовому Бернстайну, а не бесстрастному Мравинскому. Но достоинств само симфонии это нисколько не умаляет! Кстати, не только чисто музыкальных, но и, если можно так выразиться, технологических.
Я имею в виду вот что. Мне лично нормальному восприятию симфонической музыки (особенно это касается композиторов Х1Х века) часто мешает ощущение неадекватности затраченных ресурсов и достигнутого результата: музыкальную мысль, вложенную в симфонию, можно было бы с успехом выразить куда более скромными средствами, не привлекая для извлечения звуков коллектив из десятков исполнителей.
У Шостаковича это не так. Он очень рационально распоряжается ресурсами оркестра, ощущения избыточности ни разу не возникает, более того, по ходу развития музыкальной мысли ведущая роль то и дело переходит от одних инструментов к другим, так что кажется, что каждый из многочисленных музыкантов хоть раз, да высказался в качестве «главного оратора», и каждый раз это получалось настолько естественно, что непонятно, кем и как можно было бы его заменить. Возможности оркестра задействованы на все 100%.
Ну, и пару слов о содержательных особенностях моего восприятия музыки Пятой симфонии.
Ещё в студенческие времена мне показалось, что эту симфонию можно было бы назвать музыкальным портретом ХХ века, очень тревожным, а то и трагическим. Мажорное завершение симфонии выглядит на фоне остальных её частей скорее как робкая надежда, чем безусловное торжество. Особенно сильное впечатление производит уже упоминавшийся марш, прототип «Нашествия» из 7-й симфонии. Звучит он в 5-й симфонии гротескно и уродливо, словно марш торжествующих пигмеев над телом поверженного великана. Между тем, это 37-й год (если ещё точнее, ноябрь 1937-го). Укрепление нацистского режима в Германии, наступление Франко на республиканские силы в Испании. Какие ассоциации мог вызвать этот гротескный марш у слушателей?
Но это же и год казни участников «Съезда победителей» в СССР. И если сам масштаб репрессий мог быть народу и не очевиден, то исчезновение массы виднейших коммунистов вряд ли могло остаться незамеченным!
Почему же ТАКАЯ музыка была столь благосклонно принята властями? Та же загадка, что и, скажем, с «Тихим Доном» Шолохова – как мог ТАКОЙ роман быть столь благосклонно принят тогдашними властями?
И кстати, раз уж вспомнился «Тихий Дон», написанный 22-летним писателем – ведь и Пятую симфонию написал молодой человек, которому едва минуло 30 лет! Как это возможно, как может такую музыку писать столь юный композитор?
Впрочем, можно вспомнить, что «Иисуса Христа Суперзвезду» написал и вовсе 19-летний юнец :-) Неисповедимы пути таланта!

Уф… Сам не ожидал, что так много букв получится. Завершаю, пока не поздно.
Вот она, Пятая симфония в интерпретации Бернстайна:

Тем временем монголы жгут!!

Оказывается, монгольская группа The HU, не так давно отрекламированная мною, выпустила новый клип, по силе и качеству, на мой взгляд, не уступающий прежним!



Удивительно, насколько созвучны оказались монгольский язык, монгольские инструменты и горловое пение гармониям и ритмам рок-музыки!
Не устаю восхищаться этими ребятами и поражаться феномену центральноазиатского рока.

Моё открытие Шостаковича: струнные квартеты.

По-настоящему я открыл для себя Шостаковича лишь в студенческом возрасте, когда однажды мой друг vd затащил меня в филармонию. Мне почему-то запомнилось, что это было в рамках 25-й «Ленинградской музыкальной весны»; но это уже 1989-й год, поздновато.
Конечно, музыку Шостаковича я слышал и раньше – по радио и ТВ часто звучали мелодии из «Овода» и «Гамлета», «Песня о встречном» и «Родина слышит…», не говоря уж о 7-й симфонии. Но все эти произведения, при всех их достоинствах, были, в общем-то, достаточно традиционными и ничем особо не выделялись из общей массы советской музыки.
Поэтому я неохотно согласился пойти на концерт и именно поэтому был настолько потрясён услышанным. Ну, как если бы шёл послушать какие-нибудь «Поющие гитары», а услышал «Кинг Кримсона». Музыка звучала чрезвычайно по-современному и действительно больше напоминала позднего «Кримсона», чем того Шостаковича, которого передавали по радио.
Потрясенный, я помчался в магазин «Мелодия», и – о счастье! – там был целый набор пластинок с квартетами Шостаковича. Не все, правда, но примерно половина. И они надолго стали моим любимым слушанием :-)
Насколько я помню, больше всего мне тогда понравился Квартет №4, а также поздние квартеты, начиная с 12-го. Но вот сейчас поискал на ю-тьюбе – и ни одного адекватного исполнения (чтобы впечатление оказалось пусть не таким острым, но хоть отдалённо таким же, как тогда в юности) не нашёл! Зато открыл для себя произведение, которого в те давние годы точно не слышал – Квартет №8, основная мелодическая линия которого взята Шостаковичем из его же знаменитого фортепианного трио «Памяти Соллертинского». Им сегодня вас и попотчую :-)
А поиски «правильного» исполнения других квартетов, конечно, буду продолжать :-)

О Каролине, военных песнях и Шостаковиче

В этом году на 9-е мая я дал Каролине послушать подборку песен и музыки на военную тематику. Как ни удивительно, но Каролина оказалась весьма впечатлена, и впоследствии не раз переслушивала их по своей инициативе, в том числе во время поездки в Самару. Особенно порадовало, что вкусы у нас практически совпали, и больше всего Каролине понравились те же песни, которые и мне очень нравятся – «Махнём не глядя, как на фронте говорят…», «Тебя кирками и лопатами с зари копали до темна…», «На всю оставшуюся жизнь…», «Бери шинель, пошли домой». Единственное, пожалуй, исключение – «Враги сожгли родную хату…», которая у Каролины «не пошла». Ну, так и песня ведь сложная, тяжелая, рассчитанная на более взрослую аудиторию.
Но особенно Каролину впечатлила (и меня это особенно порадовало) тема нашествия из «Ленинградской» симфонии Шостаковича. Дело в том, что Шостаковича я со студенческих лет считал величайшим (после Баха) европейским композитором, на один уровень с которым можно поставить разве что Сергея Прокофьева.
Однако так уж распорядилась судьба, что с уходом эпохи виниловых пластинок слушать Шостаковича (и классику вообще) я практически перестал. Восхождение ю-тьюба потенциально исправило ситуацию, но вот как-то всё руки не доходили… А увлечение Каролины «Нашествием» вдруг пробудило сильное желание вернуться в молодость :-) Что и было сделано… Впрочем, лучше я о своих отношениях с Шостаковичем напишу отдельно, а в этот пост добавлю с ю-тьюба те песни, о которых по ходу дела упоминал :-)
Collapse )

Ещё одна опера Вагнера в Мариинке

Просмотрел свой ЖЖ и обнаружил, что так и не написал о «Лоэнгрине», на котором побывал ещё аж 2 месяца назад.
Впечатления оказались, между тем, неожиданно яркими. «Лоэнгрин» - пожалуй, самая «оперная» из всех услышанных мною опер Вагнера, и я сразу предположил, что это, должно быть, либо первая, либо последняя по времени написания из его опер. Порылся в интернете, и оказалось, что практически так оно и есть – «Лоэнгрин» написан Вагнером в самом начале его творческого пути. Вагнер писал его в те времена, когда ещё не «наступил на горло собственной песне», не наложил сам на себя оковы собственной теории «музыкальной драмы», ограничивавшей свободу творческой мысли в поздние времена.
В «Лоэнгрине» поражают прежде всего хоры и многоголосные композиции, практически полностью отсутствующие у Вагнера в его поздних произведениях. А тут – в финале первого акта, к примеру, одновременно поют все пятеро главных героев драмы, и каждый ведёт свою партию, и ни один при этом не заглушает другого, все пять голосов образуют удивительную единую гармонию. Какое же удивительное мастерство требовалось от композитора, чтобы создать такое произведение – и какое же удивительное мастерство требуется от постановщика, чтобы найти адекватную конфигурацию сцены и декораций, чтобы расставить певцов так, что замысел Вагнера проявляется во всём своём великолепии, позволяя зрителям слышать и общую композицию, и каждого из исполнителей в отдельности! Обожаю и восторгаюсь :-)
К сожалению, на ю-тьюбе нашёл только запись, которую не могу не оценить как крайне неудачную, где солистов практически не слышно, их всех перекрывает хор, и этого самого волшебного чувства гармонии совсем не возникает. :-( Тем не менее, за неимением лучшего, приведу здесь её, спрятав под кат:
Collapse )
Помимо выдающихся музыкальных достоинств, «Лоэнгрин» впечатлил меня и ещё несколькими связанными с ним фактами.
Во-первых, оказалось, что Лоэнгрин – это сын Парсифаля. То есть Вагнер начал с того, что написал оперу про сына, а закончил написанием оперы про его отца. Всё творчество его оказалось как бы «закольцованным»! При том, что центральное произведение Вагнера – «Кольцо нибелунга». :-)
Мало того, в либретто «Лоэнгрина» (акт 3) читаем: «Теперь же он, Лоэнгрин, обязан возвратиться к себе. И он передает Эльзе свой меч, рог и кольцо, чтобы она, когда вернется Готфрид, передала их ему.»
Ничего не напоминает? Мне так сразу ВК вспомнился - меч Нарсил, рог Боромира и Кольцо Всевластия :-)
Услужливый интернет, правда, подсказывает, что большинство сюжетных мотивов «Лоэнгрина», в том числе и касательно трёх артефактов, позаимствованы Вагнером из сказок братьев Гримм и восходят, таким образом, к немецкому фольклору. Интересно, откуда они пришли к Толкиену – из Вагнера или всё-таки из древненемецких первоисточников?
* * *

Ну, и в заключение – картинка для оживляжа4 ведь оперу-то мы слушали как раз в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей». Так что вот вам – то ли Дарт Гергиев сейчас в нас молнию метнёт, то ли «Авада кедавра!» закричит! :-)

Концерт в Мариинском

А ещё 12 мая мы с Каролиной побывали (впервые!) в Концертном зале Мариинского театра. То есть в самом-то Мариинском мы, конечно, бывали, но вот в Концертном зале – никогда!
Попали мы туда по оказии: у знакомых билеты пропадали. За свои деньги я бы эти билеты покупать не стал: незнакомый для меня исполнитель (Михаил Петренко), специфическая программа: русские песни и романсы. Но Каролина русские песни любит, и мы решили рискнуть: ну, не понравится, так уйдём, зато хотя бы сам зал заценим! Но в итоге – нисколько не пожалели, получили огромное удовольствие и от зала, и от концерта.
Прежде всего, мне очень понравился сам зал: он удобный (артистов хорошо видно с любого места), и у него совершенно замечательная акустика. Ну, и в отделке соблюдено чувство меры: изящно, красиво, но без излишеств.
Что касается самого концерта, то вы можете составить своё мнение о нём: на сайте Мариинки, а также и на канале Мариинки на ю-тьюбе, выложена полная запись концерта:
Collapse )
Надо сказать, поначалу меня «обуревали смутные сомнения»: казалось, опасения сбываются. У Петренко довольно специфический голос – бас, но бас, я бы сказал, лирический. А он для затравки выдал целую обойму «разухаристых» песен из коллекции Шаляпина да Штоколова: «Вдоль по Питерской», «Выйду на улицу», «Очи чёрные» и т.д. Видимо, хотел показать, что он поёт не хуже, чем легендарные исполнители прошлого. Зря! Всё равно не показал. Всякие «Эээх!» да «Ууух!» - это явно не его. Зал внимал с некоторым недоумением и хлопал скорее из вежливости, чем искренне.
Я волновался, что Каролине всё это может быть не по душе – ещё и потому, что до сих пор она русские песни слушала в основном в рок-обработке, а не в таком классическом варианте, когда только голос да фортепианный аккомпанемент. В антракте я предложил ей уйти; но она, к счастью, отказалась, сказала, что хочет дослушать до конца. И это оказалось правильно, потому что после антракта певца словно подменили. Он больше не пытался кому-то что-то доказывать, стал самим собой и запел именно те песни, которые больше всего подходят его голосу.
Началось это с прекраснейшего исполнения песни «Степь да степь кругом»: рекомендую, послушайте, на записи это начиная с отметки 1:11:20. Зал затих, негромкая задушевная мелодия не прерывалась ни единым шорохом. Люди больше не шушукались, не переглядывались и не пожимали плечами; они слушали. Пение захватило их, контакт с залом был, наконец, установлен и не прерывался больше до конца концерта. Дошло до того, что Петренко даже на «бис» вызвали.
В общем, уходили мы с концерта очень довольные, в прекрасном расположении духа, переполненные положительными эмоциями.

Даня и музыка

Даня, как и Каролина в его возрасте, очень любит слушать песенки. К сожалению, только детские. К счастью, не только развлекательные и не только на русском, но также и обучающие песни и песни на иностранных языках (английский, французский и китайский). Причем, по моим наблюдениям, это явно идёт ему на пользу: знания и иностранные слова откладываются в памяти.
Тем не менее, я решил попробовать приобщить его и к серьёзной музыке: к Каролины как раз в этом возрасте дело пошло на лад.
На первый взгляд, первый блин оказался комом: я поставил Дане "Маленькую ночную серенаду", и где-то на середине он заявил, что это "скучная музыка" и надо её выключить.
Однако сегодня я обратил внимание, что Данькины паровозики во время игры не просто "тутукают" друг другу (естественно, "тутукает" за них сам Даня), а делают это необыкновенно музыкально:
- Ту, ту-ту, туту-туту-туту?
- Ту, ту-ту, туту-туту-туту!
и т.д.
То есть, хоть и счёл музыку "скучной", но где-то в подсознании она таки у него осела и даже успела привязаться! :-)