Category: кино

О Царе Салтане и Кролике Роджере

Каролина проходила в школе по литературе «Сказку о царе Салтане». Пользуясь случаем, сказку мы не только прочитали, но и посмотрели экранизацию Александра Птушко. Сам я не пересматривал её уже страшную уйму времени, и потому только сейчас обратил внимание на то, чем в фильме Птушко занялись молодожены после того, как «честные гости // На кровать слоновой кости // Положили молодых // И оставили одних». А занялись-то они ни чем иным, как игрой в «ладушки»!
И вот ведь что деется-то – оказывается, у Земекиса сцена свидания Марвина Акме с Джессикой Рэббит была попросту скопирована из птушковской «Сказки о царе Салтане»! Интересно, Земекис и в самом деле был знаком с советским кинематографом, или идея с «ладушками» пришла в голову обоим режиссёрам независимо друг от друга? :-)
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

Ещё чуть-чуть об экранизации ГП и об экранизациях вообще

Довелось тут услышать такое мнение от человека, который ГП-7 не читал, но обе части фильма про «Дары смерти» смотрел. Мол, и для чего Роулинг потребовалось придумывать воскрешательный камень, если он дальше никак не используется? Мол, я бы на месте Роулинг сделал бы так, чтобы Гарри во время финальной схватки с Волдемортом не выжил бы просто так после очередной «авады кедавры», а именно воскрес с помощью камня – это было бы логичнее. Пришлось удивить человека тем, что в книге дело именно так и обстоит!
То есть в фильме этот момент если и не выкинут вовсе, то уж во всяком случае настолько не акцентирован, что в памяти совершенно не остаётся. Зато, о, да, добавлена настолько зрелищная и эпичная битва малолетнего волшебника-недоучки со всемогущественным Тёмным Лордом, что просто фу ты – ну ты! При том, что в книге этой битвы и в помине нет: ну, никак не смог бы Гарри на равных драться с самим Волдемортом. Убежать, обхитрить – это да, но никак не выстоять в драке один на один!
В этом, к сожалению, вся суть современного кино – долой смысл, долой логику, даёшь зрелищность, и только её одну!
К сожалению, при этом теряется весь смысл экранизации – фильм не только не побуждает зрителя обратиться к тексту первоисточника и прочесть его, но, напротив, отвращает от дальнейшего чтения. Увы :-(

Текущее о Гарри Поттере.

Дошли с Каролиной уже до середины четвёртого тома. Пока что «полёт нормальный» :-)
* * *

Рен-ТВ показало экранизацию ГП (к сожалению, «Фантастических тварей» они то ли не стали показывать, то ли я их прозевал). Понял, что все 8 фильмов экранизации можно разделить на 3 категории. В первую из них войдёт лишь один фильм – самый первый. Его, говорят, делали под надзором самой Роулинг, и от текста первоисточника он практически не отступает. И именно потому является образцово-показательным примером того, что при дословной экранизации из динамичной и интересной книги получается очень скучный фильм.
Во вторую категорию я бы включил третий и пятый фильмы – полную противоположность первому: они дальше всех отступили от первоисточника, но зато чисто кинематографическими средствами сумели передать всё то, о чем повествуют книги, и получились, на мой взгляд, самыми удачными из всех.
Все же остальные явно творились не как самостоятельные произведения, а скорее как некие аттракционы на основе книг о ГП и имеют к первоисточниками примерно такое же отношение, как, скажем, диснейлендовский аттракцион «Катание на вагонетках» к фильму Спилберга «Индиана Джонс и Храм судьбы». Убрали всю психологию, зато добавили эпичных баттлов, практически отсутствующих в первоисточнике: схватка Гарри с василиском во 2-й части (в книге она занимает, дай Бог, один абзац – на большее Гарри и не могло бы хватить); схватка Гарри с драконом в 4-й части (да, конечно, в Хогвартсе творится сплошной бардак и бедлам, но не до такой же степени, чтобы дракон мог сорваться с привязи, рискуя укокошить сотни зрителей, собравшихся на трибунах!); схватка Гарри с Вольдеморгом в 8-й части (ну, никак не мог троечник-Гарри тягаться на равных с самим Тёмным Лордом!); и т.д.
Недаром именно после 3-го фильма мне захотелось прочитать первоисточник. Не знаю, могло бы возникнуть такое желание после любого другого из фильмов – но, к счастью, там я уже сначала прочитывал книгу, а уж потом смотрел фильм.
Каролине я не буду показывать ГП, пока мы не дочитаем его :-)
* * *

Любопытно, что при внимательном прочтении замечаешь, что многие герои, которые начинают действовать на страницах поздних частей, упоминаются уже в начальных. Так, Мундунгус Флетчер упоминается уже во 2-й книге, Аберфорт Дамблдор – в 4-й. Я уж не говорю о Гринденвальде и Батильде Бэгшот :-)
* * *

Интересно, мне одному кажется, что на создание образа Риты Скитер Джоанну Роулинг вдохновила «Иллюзия правды» из «Вавилона-5»?

Неожиданно - чуть-чуть об "Ассе" и Гребенщикове

Можете смеяться, но я только сегодня узнал, что "животные невиданной красы" из "Города золотого", да и сам образ "города золотого" позаимствованы не откуда-нибудь, а из "Апокалипсиса" самого Иоанна Богослова. Что, вообще-то, заставляет по-новому взглянуть и на песню, и на фильм "Асса" в целом...

неожиданное телевизионное

а ещё я сегодня, включив наугад телевизор, опять случайно угодил на "Игру престолов"! Да ещё как раз на одну из наиболее ругаемых серий - про решающую битву с мертвяками.
И решил присоединиться к хору ругателей. Но не за то, что главные герои избрали странную тактику в битве - учитывая специфику противника, это-то как раз, мне кажется, можно было бы и оправдать (особенно с учётом достигнутого результата). Мне решительно не понравилось другое. Я жаждал зрелища - тем более, что в рекламных трейлерах мертвяки выглядели очень живописно! А мне показали по факту гифку, созданную на основе широко известной картины "Негры в чёрных одеждах дерутся в неосвещённой пещере тёмной ночью" :-(
Неужели сценаристы не могли измыслить какой-нибудь сюжетный ход, чтобы решающее сражение зрителю можно было бы хотя бы увидеть?!

Не смотрел, но осуждаю :-)

Вернувшись в очередной раз с дачи в город, обнаружил, что страсти по «Игре престолов», как ни странно, до сих пор не улеглись!
Я не читал и не смотрел – мне хватило когда-то года три назад одной-единственной серии, которая показалась мне затянутой, предсказуемой и, с одной стороны, чересчур натуралистичной, а с другой, в то же время, совершенно нереалистичной. Поэтому дальше смотреть не стал.
Но отзывы на последний сезон почитываю: разгневанные зрители частенько порождают весьма эстетичные тексты, чтение которых доставляет удовольствие независимо от предмета обсуждения :-)
И в очередной раз мне особенно понравилось, как обо всём этом высказался Кирилл Еськов aka afraniusКто Игру Престолов до конца досмотрел…»)
Точнее даже, на сей раз не столько он сам высказался, сколько разгулялся народ в комментариях. Много нового узнал об истории планеты, на которой разворачивается действо. Ну, а главное, шикарнейшую картинку увидел:



Кстати, на change.org выложена петиция с требованием, грубо говоря, пустить сценаристов на мыло и переснять восьмой сезон с «компетентными писателями» в качестве авторов сценария.
Петиция собрала ни много, ни мало – почти 2 миллиона подписей! Кстати, «все побежали – и я побежал»: тоже свою подпись поставил. Просто любопытно стало – а что дальше будет? Скорее всего, ничего не будет, но все равно любопытно :-)
Эх, люди, люди… Судьба железного трона волнует нас, похоже, гораздо больше, чем любые реальные земные проблемы: ни одна политическая, социальная или экономическая проблема, будь то «суверенный интернет» или «пенсионная реформа», и близко не подбиралась к таким показателям «гражданской активности», как игра фантастических престолов.
«Что наша жизнь? Игра!»

2018: фильм года. «Унесённые призраками»!

Настоящий новогодний подарок устроил нам «Каро-фильм»: в повторный прокат вышли «Унесённые призраками»! Если бы не это событие, то киногод, на мой взгляд, вышел бы совершенно пустым.
Мультфильм вышел в новой озвучке, на мой взгляд, более удачной, чем первоначальная; во всяком случае, сюжет в целом и логика поступков каждого из персонажей показались мне сейчас не в пример более понятными, чем раньше.
Ходили мы в кино вместе с Каролиной; она впервые ходила на столь длинный сеанс: больше двух часов! Прошлый раз, когда мы смотрели «медведей Камчатки», ильм длился вдвое меньше.
Должен сказать, что оба мы получили несказанное удовольствие и вышли из кино с самым радостным, новогодним настроением (что, наверно, и почувствовалось по моим последним постам).
Когда смотришь «Унесённых призраками» впервые, то выходишь из зала просто ошарашенный и ошеломлённый буйством фантазии, неожиданными и непредсказуемыми (для человека европейской культуры, по крайней мере) сюжетными перипетиями, визуальными образами, логикой поступков персонажей. Тем более, что для меня это был в своё время первый из увиденных мультфильмов Миядзаки.
Одно из самых сильных впечатлений от того, первого просмотра – это отсутствие в мультфильме злодеев и, соответственно, привычного для европейской культуры противостояния «добра» и «зла». Вот только подумаешь – ага, эта вот Юбаба, это, конечно, явный аналог нашей Бабы Яги! И тут же оказывается, что это просто несчастная мать-одиночка, измучившаяся ежечасно управляться со своим капризным младенцем и одновременно нести ответственность за огромное и сложное предприятие, каким оказывается банный комплекс, обслуживающий нечистую силу. А капризный младенец, оказывается, просто устал от одиночества и материнской гиперопеки. «Безликому» страшилищу просто не хватает друга, который понимал бы и не боялся его; и даже чудище болотное, оказывается, просто страдало от «велосипедной» занозы!
Вместо того, чтобы драться со «злодеем», оказывается, бывает полезно приглядеться к нему, и, возможно, окажется, что никакого злодея перед тобой и нет, а есть лишь трудности взаимопонимания, «трудности перевода». Как говорилось в «Людях в чёрном»:
Сначала я взял на мушку чудище на фонарном столбе, но приглядевшись, увидел, что оно делает зарядку. Мне бы, например, не понравилось, если б меня укокошили на велотренажере! Потом я увидел этого рычащего зверя. Но когда я заметил платок у него в руке, то понял, что он просто чихает. А это опасности не представляет. …

При повторном просмотре, когда видеоряд тебя уже не столь оглушает, начинаешь замечать в мультфильме гораздо больше. Прежде всего – развитие характеров персонажей. Собственно говоря, меняются все, и в первую очередь за счет общения и взаимодействия с Сэн/Тихиро. Но самое главное – меняется сама Сэн/Тихиро. Из робкой, капризной, неуклюжей, слабенькой девочки в начале фильма она превращается в решительную самостоятельную девушку, ухитрившись не утратить при этом своего душевного тепла и доброты. Так что прежде всего «Унесённые призраками» - это фильм о взрослении.
Ну, всё, стоп, остановлюсь на этом, а то уж очень многабукаф получится :-)
В общем, «Унесённые призраками» оказались настолько сильнее всего остального, вышедшего в прокат в 2018 году, что я однозначно присваиваю им звание «Фильм года». Очень рекомендую вновь посмотреть их на большом экране, пока есть такая возможность!

«Звёздные войны» и советская кинофантастика

В незапамятные времена (аж без малого 12 лет назад!), 5 января 2007 года, я писал:
Смотрел ли Джордж Лукас «Тайну третьей планеты»?
Наверняка, смотрел, и наверняка, влюбился в этот фильм, классику советской мультипликации. Потому что иначе невозможно объяснить огромное количество цитирований из «Тайны…», которое встречается во Втором эпизоде «Звездных войн». После каждого просмотра замечаешь что-то новое, и сейчас список примерно таков:
1) Гнездо гундарков – наверняка навеяно образом Птицы Крок и ее гнезда :-)
2) Русский кокошник на Амидале;
3) Громозека, скрывающийся под псевдонимом Дэкс;
4) Одноколесая официантка в баре, явно эмигрировавшая на Корусант с Луны;
5) Раскрывающиеся круглые «поляны» над стоянками звездолетов на Геанозисе, которые явно скопированы с ловушки на Третьей планете Медузы.
При желании можно увидеть и иные параллели с советским кино. Так, при взгляде на геанозианцев сразу же вспоминаются пресловутые Стрекозоиды… :-)

А вот на днях многоуважаемый thagastan обнародовал крайне важное наблюдение на эту же тему, которым я и спешу поделиться с вами:
Хорошо известно, что Дарт Вейдер – это .Дар Ветер, но не из романа И.А.Ефремова, а из фильма Евгения Шерстобитова "Туманность Андромеды", 1967. Но вот не позаимствовал ли Лукас и образы имперских штурмовиков из фильма того же режиссера "Сказка о Мальчише-Кибальчише", 1964:



Интересный, похоже, был режиссёр, этот Евгений Шерстобитов! Жаль, что я практически ничего о нём не знал раньше.

Каролина и Семь самураев

Произошло то, чего я ну никак не ожидал: Каролина посмотрела со мной «Семь самураев» Акиры Куросавы! При всех её способностях к восприятию больших и сложных фильмов, я никак не думал, что чёрно-белое трёхчасовое творение великого японца окажется ей по плечу.
Справедливости ради отмечу, что посмотрели мы его не в один присест, а за три вечера – по часу каждый. Кстати, в этом ещё одно проявление гениальности Куросавы: фильм достаточно чётко разбивается на три части, каждая из которых завершается определённой логической точкой: «городская» часть, сбор команды из семи самураев; «деревенская» часть, подготовка к сражению и мирная жизнь; и, наконец, собственно битва.
Я, вообще-то, не собирался показывать фильм Каролине – просто очень уж захотелось пересмотреть его самому. Накануне ко мне вдруг «привязался» фрагмент из саундтрэка к картине, а именно –«героическая» часть из самурайской музыкальной темы.



Ну, и, чтобы отвязаться от неё, а заодно – проверить, настолько ли фильм хорош, как помнилось мне по предыдущим просмотрам (а было это последний раз уж лет 15, а то и 20 назад), решил посмотреть. Время выбрал такое, когда Каролина, покончив со своим домашним заданием, удалилась в свою комнату поиграть на компьютере – это занятие она обычно не согласна добровольно променять ни на какое другое :-)
Но на сей раз вышло не так: стоило начаться фильму, как Каролина появилась из своей комнаты (мне показалось, без увязки с фильмом, а просто для посещения кухни) и, заметив, что я смотрю на телевизоре что-то необычное, уселась рядышком, да так и просидела до того момента, как фильм подошёл к первой «логической точке», и я предложил оставшуюся часть перенести на завтра, благо время было уже позднее. А назавтра уже сама попросила продолжить просмотр.
Фильм не подкачал: он и в самом деле оказался настолько же хорош, насколько запомнилось мне с прошлого раза. Настолько, что я и теперь готов поддержать тот вердикт, который вынес «Семи самураям» при первом знакомстве, ещё в перестроечные времена: лучший фильм всех времён и народов. Даже несмотря на то, что снят не в цвете.
Фильм отличает прежде всего удивительная гармоничность во всём, начиная от уже отмеченной мною соразмерности трёх логических частей. В меру лиричен, в меру брутален; в меру серьёзен, в меру ироничен; в меру трагичен, в меру смешон; в меру мизантропичен, в меру человеколюбив.
Удивительно, но несмотря на обилие сцен, где показано насилие, жестокость, убийство (а в целом мы видим достаточно натуралистично показанную гибель почти ста человек!), фильм оставляет впечатление прежде всего доброты и гуманизма.
А актёрская игра! Боже мой, какая замечательная актёрская игра! Причём у всех исполнителей, без исключения. Но, пожалуй, особо я бы хотел выделить юношу, сыгравшего Кикучиро. Особенно сцена завершения битвы, когда после, казалось бы, полной победы, когда в живых остаётся всего один бандит – и вдруг нелепая случайность приводит к гибели сразу двоих самураев, самых харизматичных из всех… Мы словно видим всё это глазами Кикучиро, и, мне кажется, именно эта сцена послужила основой для создания строк Высоцкого – «…И когда ты без кожи окажешься вдруг Оттого, что убили его – не тебя!»
Много можно было бы написать ещё, но пост и так длинноватым получается. Я, пожалуй, лишь одно ещё добавлю: в подавляющем большинстве исторических фильмов актёры ведут себя именно как современные люди, нарядившиеся в какие-то нелепые одежды. «Семь самураев» - один из немногих (если не вообще единственный) фильм, где показанному на экране средневековью веришь – да, именно таким оно и было, и люди эти – это не актёры, они прямиком из тех времён…

И в дополнение – мнение acantharia, которая тоже смотрела «Семь самураев» вместе со мной и Каролиной: Пять тезисов про «Семь самураев»
Это единственный фильм старше 1970, который я регулярно пересматриваю.

Если бы этот фильм снимали сейчас, его бы сняли так же.

Если присмотреться внимательно, то становится видно, откуда уши растут у большого количества голливудской вкусноты (например, у джедаев, или у Конана-варвара, и даже у Гран-Торрино) (А они еще хвалили Фуриозу за то, что она сделала боевой отряд из [гэ и палок] подручных материалов).

В 70х «Семи самураям» были те же 20 лет, что «Звездным войнам» в 90е, и что сейчас «Матрице».

:) Не знаю, как они это сделали, но в этом фильме японские женщины офигенно сексуальные. Назовите мне еще один фильм, в котором японские (и вообще азиатские) женщины сексуальны (не путать с «красивы», красивые они много где).

И ещё. Это один из немногих исторических фильмов, где нет ощущения, будто это современные люди, которые изображают средневековье. Есть ощущение правдоподобия, что древность - она примерно такая и была.


И ещё, уже без связи непосредственно с фильмом, некое лингвистическое наблюдение.
По-русски (и вообще на европейских языках) фильм именуется «Семь самураев», то есть главное слово в словосочетании – «Семь»: «Семь (кого?) самураев».
По-японски же – «Сичи-нин-но самурай», то есть, грубо говоря, «Самурай в семи экземплярах», где главное слово уже – «Самурай»: «Самурай (какой?) в семи экземплярах».
Такая вот весьма примечательная разница! Что скажешь – Запад есть Запад, Восток есть Восток :-)

Ещё парочка фоток с Гранд-макета

Увидев вот эту миниатюру, Каролина радостно вскричала: «Деда, деда, а здесь улица в честь меня названа!» :-)

DSC_9210

Ну, а следующая – опять-таки образец прекрасного чувства юмора создателей Гранд-макета: Вася копает, а все остальные фотографируют, контролируют, отчитываются и заседают в штабах: «Штаб», «Штаб субботника», «Главный штаб», «Самый главный штаб»… :-)

DSC_9222

Из того, что не получилось на фотках (осталось на будущие посещения) – миниатюра «Превед, медвед!», мамонтёнок из мультика «Мама для мамонтёнка», уплывающий на льдине, и ещё масса прелестных находок.
В общем, спасибо авторам за умение создать хорошее настроение у посетителей! :-)

Кстати, Каролина тоже опубликовала свой отчет – точнее, его начало: https://litledinosaurik.livejournal.com/2707.html
Если не трудно, порадуйте её комментарием! :-)