?

Log in

No account? Create an account

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
Заношу Стругацких в свою френд-ленту
bigstonedragon
Долгое время не мог понять, в чем же феномен прозы Стругацких? И язык у них тяжеловесный (впрочем, вполне в традициях русской классической прозы), и сюжеты, скажем так, весьма корявые, и фантастические допущения настолько фантастичны, что не знаешь зачастую, как относиться к прочитанному – как к научной фантастике или всё же «фэнтези», и герои постоянно «тупят» в лучших традициях голливудских «хорроров»… И всё равно – читается ведь!
При новом прочтении понял, что, видимо, надо по возможности не обращать внимания на тупость «квазинаучного» слэнга, на нестыковки сюжета (и вообще на сюжет), а постараться задерживаться лишь на тех диалогах, где герои не «научные» проблемы обсуждают, а просто «по жизни» разговор ведут. Получатся просто подслушанные «кухонные» разговоры шестидесятников, те самые, которые теперь трансформировались в форму ЖЖ-общения, неспроста оказавшуюся столь популярной именно на просторах бывшего Советского Союза!
К тексту произведений АБС, видимо, нужно относиться именно так – как к ЖЖ-блогу, в котором сюжетные перипетии играют роль сугубо вспомогательную, роль обрамления для содержательных постов-диалогов (можно воспринимать их как посты с разветвлёнными ветками комментариев) – ту роль, которую теперь играют такие параметры, как заголовок поста, дата, место, настроение, сопутствующая музыка и т.д.
Так что заношу отныне Стругацких к себе в актив – но не как мастеров художественной прозы, а как авторов довольно интересного ЖЖ-блога, посты которого (с развёрнутыми комментариями) сохранены для оффлайн-прочтения и перечтения :-)
Кстати, как теперь представляется, именно эту особенность Стругацких увидел Тарковский, когда снимал своего «Сталкера»: отбросив за ненадобностью сюжет «Пикника», он снял именно экранизацию некоего ЖЖ-блога с озвученными комментариями нескольких читателей :-)

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
(Deleted comment)

Re: Есть у меня такая личная традиция

Даже жалко, что «Возвращения» я не читал. Постараюсь исправиться в ближайшее время!

Мне подход нравится) да)
у меня осталось именно такое ощущение от них по прошествии долгого времени.

И всё-таки что-то у них не так… Пока перечитывал ранее прочитанное – «хорошо шло», а как попробовал читать что-то ранее не прочитанное – «не пошло» :-( Всё-таки «не мои» они, и «не мой» их «мир полудня» :-(
А вот с Толстым всё наоборот – я сейчас после «Анны Карениной» «Войну и мир» решил перечитать – и получаю истинное удовольствие! :-)

Война и мир под грипп хорошо перечитались) а Наташу Ростову так и не люблю)

Спасибо! Интересно.

А какое у Вас отношение к АБС?

Спасибо за приглашение. Только вряд ли я что-либо могу сказать. Я мало читал. Вкус у меня примитивный. Я люблю, чтобы в рассказе была мораль. Пусть я с нею не буду согласен, но мне хочется чувствовать, для чего мне человек все это рассказал. У нескольких рассказов Стругацких нарочито мораль рассказа отсутствует. Конечно я в восторге от «Понедельника», «Улитки» (институт), «Сказки». «Сказка о тройке», распечатанная в конце 70-х лежит где-то на антресолях. Видите: все произведения с «моралькой». Поэтому мне понравилось Ваше видение произведений АБС. Надо будет попробовать ещё раз почитать.

(Я согласен с djtigerratt: Сталкер Тарковского это - священник. Фильм, по моему, продолжение спора "физиков и лириков", к спору присоединяется клирик. Последнее слово остается за плодоносящей материей - женой Сталкера)

Отбросив за ненадобностью сюжет "Пикника", Тарковский снял не фантастический, а скорее мистический фильм."Пикник" - чистой воды лавкрафтовский хоррор, слегка приправленный социальной фантастикой, хотя все словеса и дёрганья говорящих мартышек в сравнении с Зоной, с Неведомым Нечто - это даже не пшик, а так...

А у Тарковского получилась история скорее в духе Алджернона Блэквуда, с его пантеизмом и поклонением природе, в том числе и поклонением самым грозным и страшным явлениям. Его Сталкер именно что любит Зону. Положим, Рэдрик Шухарт - тоже, в общем-то, но очень подспудно, для него она и "Зона-гадина стервозная, убийца", но одновременно и "Зона-матушка", а вот Сталкер у Тарковского скорее сродни отставному хирургу Биттаси, поклонявшемуся деревьям, герою повести «Человек, которого любили деревья». Жрец, а не добытчик хабара.

У меня, наверное, извращённое восприятие, но в той же "Далёкой Радуге" я увидела в первую очередь завораживающее описание армаггедеца. Но и также некое предупреждение о том, какими грозными могут быть явления, которые до поры не попадают в фокус внимания, поскольку не кажутся до поры интересными. Диалоги же на данном фоне проигрывали...

Edited at 2013-09-07 09:32 am (UTC)

Я "Радугу" тоже поначалу именно так воспринимал!
Но сейчас, на фоне многочисленных "апокалипсисов", она уже совсем не так воспринимается. Радужный "армагеддец" - он как раз в "лучших" традициях голливудизма. "Радугу" я тоже перечитал только что - и опять больше всего именно на диалогах задержался :-)

Читала уже после ряда голливудских фильмов. Не, в "Далёкой Радуге" с армаггедецом что-то другое. Не суперэффектное, но именно завораживающее. Я, пожалуй, не сформулирую, что. Но всё же...

Пожалуй, единственное произведение из прочитанных мной, в котором что-то похожее в настроении — "Лангольеры" С. Кинга (при том, что по художественному уровню оно сильно хуже, а тамошняя психоонолитига вполне противна). Группка людей на самолёте попадает в странный пустынный мир. Они начинают его исследовать. В некий момент слепая девочка, обладающая обострённым слухом, говорит, что слышит вдалеке потрескивание. Затем его начинают слышать и другие персонажи. Где-то параллельно им приходит понимание, что это какая-то иная реальность, надо валить, надо реанимировать самолёт. Треск постепенно громчеет, его неведомый источник приближается. И ясно, что это что-то ОЧЕНЬ нехорошее. А затем появляются лангольеры.

У Стругацких тоже нагнетание атмосферы. Армаггедец как предчувствие. Армаггедец медленно надвигается, можно свалить, но это лишь временное спасение (у Кинга, правда, в итоге был хэппи-энд). Армаггедец иномирен.

Edited at 2013-09-08 04:49 pm (UTC)

В Черногории пару раз видел небо в состоянии, напомнившем мне «Далёкую радугу»:

DSC_3620

DSC_3621

Стругацкие, действительно, совсем не про сюжеты. Они об особой атмосфере.

Ну вот, каждый, оказывается, что-то своё у них вычитывает!

  • 1