bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:

Четыре претензии к марксизму. Претензия третья, биологическая. Общественный аспект.

----------------- 11 -------------------
Четыре претензии к марксизму.
Претензия третья, биологическая. Общественный аспект.


Марксизм исходит из того, что человек – «общественное животное», но при этом упор делается именно на первую часть этого определения – «общественное». Более того, на мой взгляд, в рамках марксизма происходит абсолютизация экономического и социального в ущерб биологическому. В центре внимания оказываются «общественные отношения», но при этом почему-то забывается, что вступают между собой в эти отношения всё-таки не бездушные механические роботы, а животные. Марксизм признаёт, что на свете есть принцессы, но забывает, что принцессы тоже какают.
В этом плане марксизм не отличается от экономической науки, разрабатывавшейся «капиталистами», - теми, чьими оппонентами марксизм себя формально объявлял. Но ведь на самом деле оно и не удивительно: и марксизм, и «экономикс» выросли из Адама Смита – вспомним ещё раз «три источника и три составные части»!
Стройная марксистская модель человеческого общества, разделенного на классы по чисто экономическим признакам, в зависимости от места в структуре общественного производства, словно рождена завороженностью зрелищем слаженной работы пчелиного улья или лесного муравейника.
Но человек – это не насекомое. Поведение человека, какое бы место он ни занимал в структуре общественной иерархии, гораздо лучше моделируется поведением волков или макак, но не пчёл или муравьёв.
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» - этот тезис, будучи сформулирован именно таким образом, вызывает у меня не меньше нареканий, чем пресловутое «каждому по потребностям».
Что, до тех пор, пока не возникли классы, обезьяньи стада не занимались дележом территорий? Не отбирали друг у друга добычу? Что, в обезьяньем первобытном стаде не случалось «революций», когда молодой агрессивный альфа-самец свергал старого вожака?
Может, правильнее будет считать, что в классовом обществе внутривидовая борьба homo sapiens’ов друг с другом принимает форму классовой борьбы? И попытаться понять, почему так происходит?
Ведь невозможно отрицать, что в ходе различных «восстаний» и «революций» (да и в «мирное» время, при проведении различных «всеобщих выборов») значительная, если не бóльшая часть «угнетенных» всегда выступает на стороне «угнетателей». Так же, впрочем, как и существенная часть «угнетателей» встаёт под знамёна «угнетенных».
Я уж не говорю про, скажем, межгосударственные войны, когда и «угнетатели», и «угнетенные» разных наций с ожесточением лупят друг друга, не взирая на сходство своего социального статуса и игнорируя призывы к тому, чтобы «пролетарии всех стран объединялись».
Так почему ж тогда «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»?
(продолжение следует)
Tags: Марксизм, Революция Безумного Макса, Четыре претензии к марксизму
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments