Интерлюдия. Лирическое отступление о последствиях революции 1968 года.
«Капитализм – это 100% зарплаты, 0% налогов.
Коммунизм – это 0% зарплаты, 100% налогов» ((с) Lead Raven)
Давно, ещё в 2009 году, я начал, но, увы, так и не закончил размышления от той принципиально новой роли, которую начали играть банки в экономике западных (а теперь уже и не только западных) стран после революции 1968 года. Но не рассчитал своих сил и возможностей: размышления получились длинные, подробные, со статистикой, с таблицами и графиками – а запас времени оказался весьма ограниченным (на работе как раз начался перманентный многолетний аврал, который в конечном счете и вынудил меня уволиться), а я к тому же – человек увлекающийся, и переключился вскоре на другие темы; короче, остались мои размышления незавершенными: доказательства почти написаны, а вот конечный тезис так и остался несформулированным.
Поэтому сейчас я начну лучше сразу с конца: по моему мнению, и Запад, и мы теперь уже живём в условиях самого что ни на есть настоящего коммунизма. Точнее – буду осторожен – того общества, которое «сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям».
До 1968 года существовала классическая модель: население сберегает – банки трансформируют эти сбережения в инвестиции.
После 1968 года население из нетто-кредитора постепенно превратилось в нетто-должника. Ипотека, кредиты на обучение, но главное – «потребительские кредиты».
Уровень потребления перестал зависеть от зарплаты. Зарплата уходит в банк (на погашение ранее взятых кредитов, или просто на карту), а все покупки осуществляются за счет денег, предоставленных уже не работодателем, а банком. При этом человек психологически перестаёт ощущать связь между результатами своего труда, своим «окладом», назначенным работодателем, и своим уровнем потребления. Сколько и как мне потреблять – решает банк. А он решает это исходя из многих факторов (технология «скоринга») – моего внешнего вида, моей «гламурности», моего образа жизни – точнее, его соответствия тем стандартам, которые установлены банком согласно принятой им методике.
Именно этот психологический разрыв и делает возможным столь абсурдное с точки зрения нас, людей, ещё не привыкшим жить при «новом коммунизме», убеждение, скажем, американцев, будто для того, чтобы «помочь» своей экономике в условиях кризиса, надо не больше работать, а больше потреблять – например, как можно чаще менять свой автомобиль на новый.
(продолжение следует)
Journal information