Веймарская Россия и национализм
На фоне удручающей и устрашающей безыдейности как протестных, так и охранительных политических течений, резко выделились и завоевали неожиданно сильные позиции два направления – условно говоря, «националистическое» (которое, однако, зачастую рядится не в «национальные», а в «религиозные» одежды) и «коммунистическое»: достаточно взглянуть на итоги 1-го тура президентских выборов во Франции (точнее, на результаты, которые показали Мари ле Пен и Жан-Люк Меланшон) или результаты аннулированных парламентских выборов в Греции.
Новое – это хорошо забытое старое… Это ведь до жути напоминает ситуацию накануне Второй Мировой войны, не правда ли?
В той же самой бане собеседник убеждал меня: ну, какое там «православие» да «самодержавие»! Молодёжь – это сплошные безыдейные циники да прагматики, их ни Богом, ни чёртом не проймёшь, в церковь разве что очень длинным рублём заманишь, а самодержавия над собой они и вовсе не потерпят!
Но, сдаётся мне, точно такая же ситуация была и в Веймарской республике! Что не помешало всем тамошним юным безыдейным «циникам да прагматикам», как только партия в лице Фюрера достаточно решительно сказала «Надо!», столь же решительно и дружно ответить ей «Есть!»
«Циникам» да «прагматикам» чужда гёзовская формула «Но всё же есть Свобода, но всё же есть Свобода, пусть даже за свободу умереть!» Им куда ближе простое и безыскусное «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!»
Отслеживая на протяжении ряда лет блоги нескольких наших православных «националистов», достаточно неординарных, умных и самостоятельно мыслящих личностей, я с сожалением вижу, как стремление к православной «соборности» заставляет их чем дальше, тем больше отказываться от самостоятельности в суждениях, становиться всё менее терпимыми по отношению к тем, кто не согласен с идеологией «православия, самодержавия, народности», и в условиях разворачивающейся «Революции Безумного Макса» скатываться на позиции, характеризуемые двумя лозунгами: «Умри ты сегодня, а я завтра!» и «Может быть, выживет кто-нибудь из нас!»
Боюсь, победа национализма будет означать реализацию того самого сценария, который был озвучен в песенке в конце предыдущего поста.
Национализм, пусть даже и «православный», - это не способ избежать «Революции Безумного Макса». Это способ её ускорить и радикализировать.
Journal information