Буду благодарен не только за отклики на написанное, но и на ссылки на материалы, проскочившие мимо меня, но могущие убедить меня изменить точку зрения или, наоборот, подкрепить её новыми аргументами.
Под Железной пятой олигархии?
(Текст писался в марте-апреле, до начала нового всплеска «протестов»)
Шум «оккупационных» движений поутих, «Снежная революция» захлебнулась, «Арабская весна» то ли окоченела от заморозков, то ли увязла в слякоти – и, кажется, актуальность темы «Революции Безумного Макса» подувяла – но мне кажется, лишь временно (да, майские события показали, что это действительно так!). Этакое «затишье перед бурей», перегруппировка сил – самое время, чтобы порассуждать логически, неспешно и обстоятельно – так, как я того люблю.
Кризис нынешний многолик, охватывает самые разные стороны действительности (обобщение я, если кто помнит, делал вот тут, в сообществе

В течение последних десятилетий имевшая место в предшествующие времена тенденция к росту «среднего класса» и постепенному снижению в разрыве уровня жизни различных слоёв общества сменилась обратной – тенденцией к размыванию «среднего класса» и увеличению пропасти между богатыми и бедными. Как указывает уважаемый мною Стиглиц, именно этот фактор привёл к замедлению глобального экономического роста и (добавлю от себя) к возникновению экономического кризиса.
Когда первым следствием Гайдаровских реформ и перевода экономики России на рыночные рельсы оказался не ожидавшийся рост эффективности общественного производства, а резкое имущественное расслоение, это ещё можно было списать на издержки «процесса невиданного в истории по масштабам и темпам процесса первоначального накопления капитала» (цитирую по памяти слова С.К.Дубинина, Председателя Банка России в середине 1990-х годов, сказанные им во вступительном слове к одному из питерских Международных Банковских конгрессов). Но прошло уже 20 лет – а эффективности, похоже, не очень-то и прибавилось, а расслоение населения между тем только лишь усугубилось – и, мало того, перекинулось и на другие страны!
А это уже заставляет думать, что это были не издержки переходного периода и не случайный процесс, а некое закономерное на нынешнем этапе мирового социально-экономического развития явление, и, пережив реформы, попали мы вовсе не в «классический капитализм образца Х1Х века», как некоторым хотелось бы думать, а в самое что ни на есть современное общество, в некую совсем новую общественно-экономическую формацию, сущность которой лишь предстоит ещё изучить – как говорил весьма уважаемый мною Юрий Владимирович Андропов, «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем» (из речи на пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года).
Больше всего происходящее напоминает, увы, события, описанные в «Железной пяте» Джека Лондона, на что указала мне ещё прошлой осенью
Но, сдаётся мне, сходство тут на самом деле чисто внешнее, о чём я и хочу порассуждать в последующих частях своих размышлений о «Революции Безумного Макса».
Journal information