Эти мысли не покидают меня в последние три дня в связи с состоявшейся попыткой прочтения Каролине «Тараканища». Именно попыткой, потому что реакция Каролины оказалась вполне для меня ожидаемой и предсказуемой, но гораздо более острой, чем я ожидал.
С точки зрения взрослого человека – это ж какой травой надо было укуриться, чтобы вообразить себе, как «ехали медведи на велосипеде, а за ними кот – задом наперёд…» ну и далее по тексту! А вот с точки зрения двухлетнего малыша – зрелище, оказывается, совершенно изумительное, восхитительное и упоительное!
Вот уже три дня мы дальше этого «парада зверей» продвинуться не можем! Едва дочитываю, что «погодите, не спешите, я вас мигом проглочу», - как Каролина уже не желает слушать, что же там дальше было, и требует всё с начала читать! Причем, как в известном анекдоте говорится, «и так пятнадцать раз»! Уже сама практически наизусть этот парад выучила – сама повторяет «медведи на сипеде, кот наперёд,….» - но прибегает снова и снова – «таракан! Таракан! Читать «таракан»!» :-)
«Тараканище» - далеко не первая сказка Чуковского, которую Каролина любит слушать. До этого были «Муха-цокотуха», которую она уже выучила практически наизусть, «Путаница», «Краденое солнце», - эти две она хоть и слушает, но особой любви к ним не питает, кроме разве что назидательного момента про то, как нехорошо вышло, когда «лисички взяли спички». «Телефон» - поначалу «не шёл» - мне подумалось, может, из-за того, что там чересчур много чуждых уже теперь реалий – и точно: стоило заменить «калоши», съеденные крокодилом, на «сапожки» - и дело пошло! Пусть не столь складно, как в оригинале, зато теперь гораздо понятнее.
Стихи вообще воспринимаются Каролиной гораздо легче, чем проза – интересно, это у всех детей так? Как было с моими собственными, увы, не помню уже – к чтению мы их приохотили, но начинали ли тоже со стихов?
Помимо Чуковского, Каролина с удовольствием слушает ещё стишки Агнии Барто – про то, как «идёт бычок, качается…», про то, что «не утонет в речке мяч» и т.д.
Из прозы у Каролины сразу «пошли» похождения «Знаменитого утёнка Тима». Чуть более проблематично идёт «Винни-Пух» - во-первых, из-за того, что всё время вспоминает о наличии соответствующего мультика, а во-вторых, из-за наличия в книге Кристофера Робина, который в полюбившемся Каролине советском мультике отсутствует «как класс».
Я попробовал при чтении заменять Кристофера Робина на Диму, но выяснилось, что с Димой у Каролины уже «прошла любовь, увяли апельсины», и я получил в ответ довольно таки резкий протест, что «нет! Не Дима! Нет, нет и нет!» - тогда заменил Диму вовсе на… Каролину – и дело пошло! Участвовать самой в приключениях с полюбившимися уже «Пинуком, Пачком, Зизей, Совой» и другими Каролина согласилась.
Хочу в ближайшее время попробовать с ней ещё Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» да, быть может, «сказки дядюшки Римуса».
А что вы, уважаемые френды, читали/читаете/собираетесь читать своим двухлетним детям/внукам?
Journal information