bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

И снова о Каролине и языке

Вчера Каролине 2 года 2 месяца исполнилось. Впрочем, не то, чтобы чем-то уж так сильно примечательная дата, так что и вспомнилось-то о ней только сегодня.
На улице резко похолодало. По-весеннему солнечно, но мороз -10 и ветер по-зимнему северный. Вышли погулять, но и часа не прошло, как Каролина домой запросилась. Спрашиваю: «Почему?» - объяснила вполне по-человечески: «Дует. Ветер. Холодно.»
Вообще, отмечаю, что развитие языковых навыков идёт у неё прямо-таки стремительно. Так, слово «пожалуйста» она освоила и стала правильно употреблять едва ли не с первого же объяснения! Поражаюсь.

А наши с acantharia наблюдения и размышления по поводу процессов развития каролинкиных языковых навыков скоро уже (благодаря помощи друзей) уж до целого Трактата дорастут!
Хочу поделиться важными дополнениями к ранее опубликованным заметкам («Каролина и язык (размышления по прочтении статьи из «Эксперта»)», «Каролина и язык (дополнение)»,«Появление языка»), появившимися в комментариях к последним заметкам Акантарии.


acantharia:
...на первых порах предмет обозначается через действие, которое он совершает: утка - это нечто, которое говорит "кря-кря"; машина - нечто, которое говорит "бввв", едет; качели - это предмет, на котором качаются, "А-а-А". Предмет и его действие абсолютно неразрывны: нет отдельного от утки звука "кря" и нет утки, которая бы не говорила "кря".


bigstonedragon:
Похоже, это и были те самые «голофразы», наличия которых в процессе развития языковых навыков Каролины я не заметил!
Так что, похоже, всё согласуется с теорией :-)


acantharia:
Возможно. Но мне кажется, что мы с тетькой расходимся в интерпретации "голофраз". У неё это "односложное высказывание, характеризующее всю ситуацию целиком". То есть, насколько я поняла, в ее вИдении "голофраза" = "предложение".
Я же считаю, что это не предложение, а самое что ни на есть настоящее слово, но оно обладает свойствами и глагола, и существительного.
Это неожиданным образом перекликается с тем, что читала год назад в статьях Коваленко об изменчивости и о критериях вида. Начну издалека.
Вид обычно определяется "типовым экземпляром": особью, которая считается эталонной; она хранится в каком-нибудь музее и тщательно охраняется, и по ней составлено описание вида. Но исследования изменчивости показали, что нет абсолютно нормальных особей, часть признаков у любой особи всегда аномальна. Поэтому "типовая особь" не является нормальной, и не найдется в пределах вида другой особи, полностью ей идентичной. Что "малость" затрудняет определение вида.
Что роднит представителей гораздо больше, чем строение, - так это онтогенез, программа или "план" (как лучше?) развития. "План", в котором расписано, в каком направлении организм будет развиваться, какие у него есть возможности и какие запреты, какие вероятности у того или иного пути развития... Этот план у всех представителей вида одинаков, но каждый отдельно взятый экземпляр реализует разные его варианты, некоторые из возможностей, предусмотренных им. Таким образом "лягушка" (Коваленко занимается лягушками) - это не предмет с 4 лапками и склизкой кожей, а специфический онтогенез, который в данной точке пространства и времени представлен этим предметом с 4 лапами и склизкой кожей.
Какое отношение имеет эта печальная история к Кароляпиному языку?
Лягушка получается при таком взгляде не 3мерным объектом, а 4мерным, с учетом времени. Кароляпины "доглагольные" слова тоже 4мерны: они представляют предмет сразу и в пространстве, и во времени. Со временем это целостное виденье распадается на отдельно существительные - то есть представление о предметах в пространстве, и на глагол - то есть представление о предметах во времени. Предложение, скомбинированное из отдельных существительных и глаголов, описывает мир, "расколотый" на отдельное пространство и отдельное время. А "голофраза", которая на самом-то деле не фраза, а слово, описывает пространственно-временной континуум.


Продолжение (там уже больше не про язык, а в целом про биологию) - http://acantharia.livejournal.com/608535.html?thread=4266519#t4266519

И второе дополнение:
acantharia:
…отчетливо видно, что мышление появляется ДО языка


vorona-1:
Майк Браун пишет, как его аспирантка дала ему книгу, в которой высказывалась идея, что детей можно научить общаться с помощью примитивного языка жестов до того, как у них появляются речевые навыки, и что свою дочь он так нескольким жестам обучил (его жена от "экспериментов" над дитём, правда, была не в восторге).


acantharia:
кстати, у Кароляпи были жесты. Например, пожимала плечами и разводила ручками - "всё". Или начинала мелко-мелко махать лапами и скулить - "страшно". Специально мы ее не учили, но такие "термины" она придумала сама.
Опять же, это интересно перекликается с тем фактом, что обезьяны хорошо осваивают именно язык жестов, а речь вообще ни в какую.
Tags: Каролина, Каролина и язык
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments