bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:

появление языка

Дочка опубликовала чрезвычайно интересное ИМХО дополнение к моему рассказу с наблюдениями о развитии речи у Каролины (http://bigstonedragon.livejournal.com/765866.html , http://bigstonedragon.livejournal.com/766141.html ). Не могу удержаться, чтобы не пропиарить.

Оригинал взят у acantharia в появление языка
Мои наблюдения за развитием Кароляпиного языка показали два архиважных момента:

1. На первых порах для нее нет разницы между существительным и глаголом. Процесс - это такой же предмет, как и вещественное тело. "Люлю" - одновременно и "мигать", и "разноцветность". "Топ-топ-топ" - "ходить". Ничем не отличается от имеющихся в лексиконе "существительных", например "бац-бац-бац" (впрочем, последнее - это, кажется, вообще существительно-глагол, одновременно и предмет, и его действие - "взрывающийся салют"), "бвв" - машина, "тра-тра" (трактор), или "кя-кя" - утка, лягушка. У таких слов никаких признаков глагола, характерное инфинитивное окончание появится намного позже, чем подобные квазиглаголы.
Здесь же можно отметить, что на первых порах предмет обозначается через действие, которое он совершает: утка - это нечто, которое говорит "кря-кря"; машина - нечто, которое говорит "бввв", едет; качели - это предмет, на котором качаются, "А-а-А". Предмет и его действие абсолютно неразрывны: нет отдельного от утки звука "кря" и нет утки, которая бы не говорила "кря". Нет отдельного от качелей "качаться" и нет качелей, которые бы не качались. То есть бывает, конечно, но это всё одна и та же категория "А-а-А". Так же как "люлю" - это и мигающие огни, и немигающие разноцветные огни (или вовсе разноцветные пятна).

2. Разделение явлений/предметов по категориям и выделение их особенных признаков (прилагательных) начинается до появления речи.
ООООО, "ааа" и "бввввввввввввввввв" появились еще тогда, когда настоящих слов не было: за неимением слов Кароляпи приходилось использовать единственную имеющуюся в ее распоряжении возможность передать информацию: придать нужный признак звукам, которые она произносит. В результате получились большое "ООООО" (произносится низким рычащим голосом), маленькое ааа (произносится тоненьким писклявым голосочком), и один раз было зарегистрировано длинное "бввввввввввввввввв" в отношении прибывающего поезда метро.
Лишь много месяцев спустя к этому добавилось "баго" и "маля", причем поначалу не заместив звуковые "дословесные" прилагательные, а дополнив их: "БАГО" и "маля". И только в самое последнее время - буквально неделя-другая - эти два слова начали произноситься ровным голосом.

Какие отсюда можно сделать выводы?
1. отчетливо видно, что мышление появляется ДО языка. В принципе, это видно и по другим признакам, не языковым, и видно задолго до начала формирования языка (исследовательское поведение (экспериментаторство) появляется сразу, как ребенок научается пользоваться руками, но и само пользование руками приходит от того, что он пытается ими что-то делать, проводить эксперименты). Но тут однозначно определено, что к моменту, когда появляются даже первые протослова, в голове ребенка мир уже разделен по категориям, имеется понимание, что даже внутри категорий предметы могут быть разные (еще не зная слов "большой" и "маленький", ребенок уже пытается сообщать, что один предмет большой, а другой маленький).
2. не существует глаголов, существительных, прилагательных и т.д. Есть просто слова, которые затем, по мере углубления и развития знаний о мире, начинают классифицироваться на те, что обозначают материальные предметы, и те, что обозначают процессы, и те, что обозначают качество или количество предметов или процессов.
Кстати, к давнишнему разговору с умниками о том, что, якобы, существительные, прилагательные и глаголы описывают объективно существующие реальные вещи, а вот чисел не существует, числа - это чистая выдумка человека. Ребенок прилагательных-то толком еще не знает (все известные ему прилагательные можно пересчитать по пальцам), но уже выделяет "один" и "много". С тем, чтоб указать точное количество свыше одного, пока еще есть проблемы, но всё-таки уже есть понимание, что количество может быть разным. Возможно, это понимание восходит даже к доязыковому периоду: в те времена "много" обозначалось особо бурно выражаемым восторгом. А сейчас слово "два" выучивается с тем же успехом, что, допустим, "холодный".

Теоретики языка, можете возражать мне сколько угодно. Мои данные и соображения на их счет - это чистая эмпирика. Они выведены в результате непрерывного пристального наблюдения а ребенком, которые я веду с самого его рождения.


Комменты здесь отключаю - просьба оставлять их у автора: http://acantharia.livejournal.com/608535.html?mode=reply#add_comment
Tags: Каролина, Каролина и язык
Subscribe

  • Игра в альтернативы — делай три!

    Последняя серия альтернатив, на сей раз от Jaljustrelka 1. Море, озеро или река? А это смотря для каких целей! Если пляжный отдых – то, конечно,…

  • Игра в альтернативы — делай два!

    Альтернативы от sib_koshik Общекультурный сет: 1. Опера или балет Очень люблю и то, и другое, но выберу всё же оперу. По двум причинам: на опере…

  • Игра в альтернативы — делай раз!

    Ещё аж до своего дня рождения я записался сразу у троих френдов на участие во флэшмобе – тебе предлагается несколько пар альтернатив, и в каждой…

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 42
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
Comments for this post were disabled by the author