Альтернативная точка зрения, о которой мы уже упомянули, рассматривая мотивы, побуждающие людей участвовать в выборах, предполагает, что многие политики не преследуют своих эгоистических интересов, как мы предполагали на протяжении предыдущего изложения. Подобно тому как люди альтруистично ведут себя в качестве рядовых граждан, проявляют милосердие и занимаются благотворительностью, точно так же они ведут себя и в качестве политических деятелей, избранных депутатов, должностных лиц.
Хотя в этом "неэкономическом" взгляде есть доля истины, должны быть сделаны три уточнения.
Во-первых, теория голосования большинством говорит нам, что не существует достаточно эффективных механизмов, позволяющих политику судить о реальных предпочтениях его избирателей. Результаты политического процесса во многом определяются некоторым видением общественного интереса со стороны самого политического лидера. Действительно, именно очевидная непредсказуемость политических лидеров (якобы в интересах общественности) привела А.Смита к утверждению, что лучший способ служения общественным интересам — в преследовании индивидами своих собственных интересов. К сожалению, хотя "невидимая рука" А.Смита может хорошо работать применительно к большинству частных благ, она не будет хорошо работать применительно к общественным благам.
Во-вторых, существует проблема выбора, осуществляемого избирателями между бескорыстными и небескорыстными кандидатами, поскольку далеко не все стремящиеся к государственной должности являются людьми бескорыстными. Если избиратели полагают, что лучше быть "бескорыстным" государственным деятелем, чем эгоистичным политиком, тогда эгоистичные политики будут стремиться походить на "бескорыстных" государственных деятелей. Как избиратель должен поступать на основе ограниченной информации, которая доступна ему в обычном случае?
В-третьих, существуют те, кто утверждает, что в реальности вообще не встречается незаинтересованное поведение при реализации общественных интересов, или по крайней мере, такое редко встречающееся поведение не может быть основой для адекватной теории общественного сектора. Даже если политики и не действуют в своих собственных интересах, они действуют в своих "классовых интересах", в интересах тех, с кем они связаны в своей жизни. Причем часто они в действительности не осознают подобного характера своих действий.
Мы не можем полноценную оценку справедливости этих альтернативных позиций. В каждой из них, тем не менее, есть некоторая доля истины: многие политики, несомненно, действуют в эгоистических интересах, и рассмотренная здесь простая модель максимизации для избирателя обеспечивает некоторое понимание поведения такого политика. Не все политики, однако, сознательно действуют в своих интересах; некоторые, несомненно, верят, что они поступают ради общего блага. Но не ясно, что это значит, т.е. какая интерпретация должна быть дана "действующему ради общего блага", когда нет единства в понимании общих интересов и не существует (согласно теореме невозможности Эрроу) простого способа сознательного согласования этих различий. Ясно только то, что многие функционеры, от которых требовались действия в общих интересах, подсознательно защищали и способствовали проведению политики, которая позднее оказывалась, по признанию большинства наблюдателей, не соответствующей общим интересам.
Journal information