Назовём налоговой ценой ту сумму налога, который каждый индивидуум должен дополнительно заплатить, чтобы суммарные расходы на общественное благо были увеличены на один доллар. Таким образом, при равном налогообложении в экономике с N индивидуумами налоговая цена для каждого индивидуума равна 1/N. При пропорциональном налогообложения (когда каждый платит одинаковый процент своего дохода в форме налога) налоговая цена для индивидуума с доходом Yi равна
где Y — средний уровень дохода населения. То есть некто, чей доход будет равен среднему, платит именно 1/N-ю часть выплачиваемых суммарных налогов и платит как раз ту налоговую цену, что и в первом случае. Индивидуум, не получающий дохода, не платит никаких налогов, и, таким образом, для него налоговая цена равна нулю.
Таким образом, более бедный индивидуум платит меньшую налоговую цену, и это способствует увеличению его спроса на общественные блага, но в то же время при любой заданной налоговой цене более бедные предпочитают тратить меньше, в том числе и на общественные блага, а значит, предпочитают меньший уровень расходов на общественные блага, чем состоятельные люди. Эти два эффекта накладываются один на другой так, что при пропорциональном налогообложении возможна ситуация, когда более бедные предпочитают уровни общественных расходов либо превышающие, либо меньшие тех, которые предпочитают более богатые.
На нижеприведенных рисунках показано влияние различий в доходах на спрос индивидуумов на общественные блага. Во-первых, на рисунке «А» виден более низкий уровень линии бюджетного ограничения, соответствующий более бедному индивидууму. При одинаковом налоге его спрос на общественные блага будет, безусловно, меньше: точки Ер и Еf — точки касания линий бюджетного ограничения и кривых безразличия. Таким образом, кривая спроса для более бедного индивидуума, представленная на рисунке «В», всегда будет ниже соответствующей кривой богатого, но обычно бедный платит меньшую цену в виде налога. На рисунке «В» это влияние перевешивает эффект меньшего спроса, тогда как на рисунке «С» справедливо обратное.
При любой налоговой цене спрос на общественные товары возрастает по мере увеличения дохода, а значит, чем выше доход индивидуума, тем выше его спрос на общественные товары. С другой стороны, чем более прогрессивной является шкала налогообложения, т.е. чем выше доля дохода, которую богатый платит в виде налогов относительно аналогичных платежей бедных, тем выше налоговая цена богатых по отношению к соответствующим затратам бедных и, соответственно, тем выше вероятность, что спрос богатых на общественные блага будет меньше.
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ДОХОДАХ НА СПРОС НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ.
(А) Если все индивидуумы платят одинаковую налоговую цену (так, что их бюджетные ограничения имеют одинаковый наклон), люди, имеющие низкий доход, предъявляют более низкий спрос на общественные товары. Если они же имеют более низкую налоговую цену, их спрос на общественные товары может возрастать (как на рис. «В») или уменьшаться (как на рис. «С»).
Journal information