bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Каролина и язык (дополнение)

Пока сидел в ванной, понял, что предыдущий материал нуждается ещё в нескольких уточнениях и дополнениях.

I. Анализ процесса развития языковых навыков у Каролины свидетельствует, мне кажется, что восприятие окружающего мира развивается у неё по нескольким направлениям одновременно:
1. Отдельные предметы -> процессы, происходящие с этими предметами;
2. Отдельные предметы -> сопоставления и сравнения этих предметов между собой;
3. Отдельные предметы -> их взаимосвязи, охват ситуации в целом.
4. Наконец, умение давать оценку предметам и ситуациям – соответствующие слова появились в лексиконе буквально на этой неделе: «хороший», «сердитый», «страшно», «смешно».

II. Параллельно идёт процесс, о котором я совсем забыл упомянуть, - процесс «познания самого себя», сначала – своих физиологических потребностей (и, соответственно, умения выражать их словами) – «больно», «чешется», «хочу пить», «хочу есть», «хочу в туалет», «хочу спать» (да-да, бывает и такое!); потом – потребностей «духовных» - «хочу гулять», «хочу, чтобы мне почитали», «хочу смотреть мультик» и т.п.
Как вершина этого процесса – в лексикон вошло слово «вспомнил».
Запишу тут (больше для себя, чтоб не забылось) как это случилось.
Неподалёку от нас на улице часто стоит фургон, развозящий соки марки «добрый» - видимо, водитель там живёт. Один борт этого фургона разрисован апельсинами, а другой – яблоками.
Гуляем. Каролина видит фургон, ту сторону, на которой нарисован апельсин, и выдаёт соответствующий комментарий. Я ей отвечаю – мол, правильно, и добавляю, что на другой стороне фургона нарисованы яблоки. Лицо Каролины выражает напряженный мыслительный процесс, после чего она радостно восклицает: «О! Вспомнил! Яблоки!»
Обрадованный её реакцией, я обвёл её вокруг фургона, и мы убедились, что, да, действительно, на той стороне фургона, которая поначалу была скрыта от нас, нарисованы яблоки! :-)

III. Ну, и, конечно, надо было упомянуть про развитие умения задавать вопросы. Процесс идёт «со скрипом», но идёт. Всё-таки, чтоб задать вопрос, нужно обладать уже довольно развитым абстрактным мышлением.
Пока в арсенале Каролины лишь одно вопросительное слово – «где».
Но она активно вырабатывает навыки спрашивать обо всём на свете.
Так, я уже рассказывал про то, как она выясняла, идёт ли по трубам на стене в ванной комнате дым или вода.
Пока что наиболее часто встречающаяся «вопросительная» ситуация – это когда Каролина проясняет для себя различие слов, звучание которых сходно или близко друг к другу. Так, в её исполнении практически одинаково звучат «нос», «нож» и «ночь»; понять разницу между ними она пыталась довольно долго.
Или вот сегодня – выяснила, что мальчика зовут Дима, и потом долго выясняла у меня, чем же Дима отличается от Тима (моего сына, который пока что ещё живёт вместе с нами).

IV. Ну, и последнее, что хотел упомянуть, это уяснение Каролиной отношений иерархии в семье – а именно, что взрослые могут что-то ей разрешить или не разрешить. Про действия, которые, как ей кажется, могут заслужить неодобрение, теперь всё время спрашивает – «Можно? Можно?»
Tags: Каролина, Каролина и язык
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments