Существуют три фактора, которые определяют отношение индивидуумов к затратам на общественные блага.
Во-первых, некоторые индивидуумы могут просто предпочитать общественные блага другим благам. Например, некоторые могут получать большое удовольствие от общественных парков, в то время как другие никогда не пользуются ими.
Во-вторых, доходы индивидуумов различаются. Для бедных предельная полезность частных благ будет выше, чем для состоятельных. Бедные будут менее расположены, чем состоятельные люди, отказаться от доллара на частные блага в пользу получения заданного увеличения общественных благ. Так как бедные имеют незначительное количество частных благ, предельная полезность общественных благ может быть для них также выше, но в нормальных условиях увеличение предельной полезности частных благ дли них превышает аналогичное увеличение полезности общественных благ. В целом на любом уровне расходов на общественные блага предельная норма замещения — сколько единиц частных благ индивидуумы готовы пожертвовать для увеличения на единицу общественных благ — тем меньше, чем беднее индивидуум. В результате при одинаковом налогообложении состоятельнее люди будут предпочитать более высокий уровень расходов на общественные блага, как показано на рисунке «А».
Эти утверждения не противоречат наблюдениям, согласно которым бедные часто кажутся заинтересованными в большем количестве общественных благ. Это объясняется третьим фактором, определяющим отношения людей к увеличению общественных расходов — природой налоговой системы, которая определяет ту долю дополнительных издержек, вызванных увеличенными расходами на общественные блага, которая падает на индивидуума. При одинаковой сумме налога, которую должен выплачивать каждый, бедный, вероятно, предпочтет более низкий уровень расходов на общественные блага, так как для него предельные издержки, выражаемые в ожидаемой полезности от частных благ, от которой индивидуум должен отказаться, выше. Но если более бедные должны платить меньше налогов, чем более состоятельные люди, тогда бедные могут предпочитать более высокий уровень расходов на общественные блага. Очевидно, что индивидуум, который не должен платить налогов вовсе, получает только выигрыш от увеличения государственных расходов на общественные блага. Рисунок «В» иллюстрирует случай прогрессивного налогообложения, когда доля доходов, выплачиваемая в форме налога, увеличивается по мере роста дохода.
УРОВНИ ПОЛЕЗНОСТИ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ.
(А) При единообразном налогообложении (при котором все платят одинаковую сумму) чем больше доход, тем большие государственные расходы предпочитаются. Gр — наиболее предпочтительная точка для бедного, Gm — для людей со средним доходом, Gr — для богатых. При таком налогообложении предельные издержки (предельная полезность от неиспользованных частных товаров) выше для бедных.
(В) При прогрессивном налогообложении предельные издержки дополнительных расходов на общественные товары для бедных могут быть относительно малы и, таким образом, их спрос на общественные товары может быть высоким. Уровень расходов на общественные товары, максимизирующий их полезность, может превышать соответствующий уровень для богатых.
Journal information