Часто изменения, порождаемые определенной политикой, комплексны. Допустим, что государство увеличивает налоги, чтобы произвести какие-то общественные блага. Индивидуум может работать больше (его досуг уменьшается) и потреблять меньше. От этих изменений его положение ухудшается. В то же время оно улучшается благодаря его доступу к общественным благам. Если суммарно такие изменения улучшают положение индивидуума (имеется в виду, что он предпочитает новую ситуацию старой), мы говорим, что его полезность возросла.
Так, если мы даем Пятнице все больше и больше апельсинов, его полезность возрастает. Зависимость между числом апельсинов и уровнем полезности называется функцией полезности (см. рис. А). Дополнительная полезность, получаемая им от каждого дополнительного апельсина, называется его предельной полезностью. Мы отметили предельную полезность от увеличения числа апельсинов у Пятницы от 20 до 21 как MU20 и предельную полезность от увеличения с 21 до 22 апельсинов как MU21. В более общем виде предельная полезность вычисляется как производная полезности по количеству потребляемого блага.
(А) Функция полезности. При передаче Пятнице большого количества апельсинов его полезность возрастает, но каждый новый апельсин лает ему меньше дополнительной полезности.
(В) Предельная полезность, получаемая от каждого дополнительного апельсина, уменьшается с увеличением количества апельсинов, передаваемых Пятнице, что соответствует уменьшению наклона функции полезности.
Отметим, что дополнительная полезность, получаемая Пятницей при движении от 21 к 22, меньше, чем дополнительная полезность при движении от 20 к 21. Это отражает общий принцип уменьшающейся предельной полезности. По мере того как индивидуум получает больше чего бы то ни было, предельная ценность продукта становится меньше, т.е. дополнительная выгода от наличия одной дополнительной единицы продукта становится меньше. Таким образом, наклон линии ВС меньше, чем линии АВ.
Точно так же, если мы забираем апельсины у Крузо, его полезность уменьшается; и по мере того как мы берем все больше и больше, дополнительная полезность, которую он теряет с каждым новым апельсином, возрастает.
По мере того как мы передаем апельсины от Крузо к Пятнице, полезность Пятницы увеличивается, а Крузо уменьшается. Это может быть отражено кривой потребительских возможностей, которая показывает максимальную полезность, которую один индивидуум (или их группа) может получить в определенной экономике при известных уровнях полезности, которыми располагают другие.
Ниже изображена кривая потребительских возможностей для простой экономики с Крузо и Пятницей. Это простой случай; на практике государственная политика воздействует на полезность не двух лиц, а многочисленных групп людей. Государственные программы гораздо более сложны, чем простая передача неких апельсинов от кого-то кому-то. Но кривая потребительских возможностей дает хорошую концептуальную основу для анализа государственной политики.
Двигаясь от А к В, а затем от В к С, мы забираем у Крузо одинаковое количество апельсинов, но с каждой следующей передачей апельсина от Крузо к Пятнице прирост полезности Пятницы уменьшается, а уменьшение полезности Крузо возрастает. Это объясняется а) уменьшающейся предельной полезностью и б) допущением, что при попытке государства перераспределять всё больше апельсинов всё большая часть апельсинов теряется.
Journal information