bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Сокращение чиновничьего аппарата в действии

Давно уж собирался написать на эту тему; пока собирался, «КоммерсантЪ» меня опередил. Но даже и его статью перепостить всё никак не мог собраться – вот уж два месяца прошло!
Между тем, в условиях приближающихся выборов тема эта весьма актуальна, потому как эксплуатируют её все без исключения наши «политические» партии, особенно оппозиционные.
Между тем как «сокращение чиновников» идёт полным ходом вот уж не первый год! Но почему-то мало кто обращает внимание на то, во что это выливается на практике.
Если кто ещё не сталкивался с этим на практике, очень советую почитать статью!


увеличить фото ...
Коммерсантъ. Издательский дом


Регистрационные бездействия

Клиенты, подающие сегодня (статья написана в начале осени - bsd) документы в орган государственной регистрации, который по старинке именуют ГБР, хотя он уже даже не ФСР, а Росрегистрация, могут получить их в будущем году. И не исключено, что даже не в начале будущего года, а ближе к весне. Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Мария Мельникова рекомендует потерпеть, обещая массу электронных сервисов — уже в ближайшее время. Риелторы терпят, политкорректно высказываясь в том плане, что лучше регистратора не трогать, а то год назад было еще хуже.

Процесс подачи документов сейчас занимает от двух дней до двух недель, свидетельствуют риелторы. То есть вовсе не 20 минут на прием одного пакета, о которых говорит руководство Росрегистрации. Частник, записавшийся сегодня, может получить приглашение на середину декабря, особенно если он живет в Приморском районе, где проживает более полумиллиона человек, а филиала регистрационной службы нет.
"Срок оформления документов зависит от размеров района города, а также от количества оставшихся у регистратора штатных единиц, — комментирует исполнительный директор "Юринфо-Недвижимость" Николай Лавров. — И не зависит от того, что это за документы — подаваемые для заключения договоры или просто запрос выписки из ЕГРП".

…"К сожалению, смена руководства никак не повлияла на работу регистратора, — заявила директор по маркетингу и продажам компании КВС Наталья Агрэ. — Система не отлажена, документы регистрируются не за пять дней, как должно быть по закону, а в лучшем случае в течение полутора месяцев…."
Степень накала можно описать "репликами с мест" — это потребители услуг государственной регистрации пообщались с Марией Мельниковой в формате онлайн на форуме портала bn.ru. "Чтобы попасть на прием, необходимо взять талончик в автомате. (Речь идет об "электронной очереди", организованной в центральном офисе регистратора в Едином центре документов на ул. Красного Текстильщика. — "Ъ-Дом"). Но талончиков мало, и выдаются они только на текущий день. И за ними тоже нужно занять очередь, — рассказал Марии Мельниковой петербуржец, недавно купивший квартиру. — Очередь люди начинают занимать за сутки, создают списки, дежурят с этими списками весь день и всю ночь, с утра выстраиваются согласно спискам, получают талончики, и весь день стоят уже с ними, чтобы сдать документы. Вокруг офиса образовалась целая толпа нахлебников, которые за сумму 3 тыс. руб. плюс доверенность за 800 руб. отстоят очередь за вас, сдадут документы, а потом их получат. Существует даже организация прямо на территории ЕЦД, которая якобы официально предоставляет такие услуги, заключает с регистратором договор". …
Исполняющий обязанности начальника службы регистрации обещает проблему решить и жалуется на кадровый голод: "Сокращение времени ожидания в очереди — наша приоритетная задача. Главный фактор задержек — недостаточное кадровое обеспечение, но, несмотря на это, мы применяем все доступные для нас методы интенсификации процесса приема заявителей. Работает программа предварительной подготовки данных (ИС ППД), с помощью которой можно самостоятельно подготовить заявление о государственной регистрации и сократить тем самым время приема документов с 20 до 7-10 минут по одному пакету. Документы для госрегистрации можно направить и почтой, при этом, если регистрируются права по сделке, то она должна быть оформлена нотариально, тогда и заявление о госрегистрации оформляется у нотариуса. Такой порядок подачи документов может быть очень актуален при оформлении прав на наследство, поскольку для получения свидетельства о праве на наследство необходимо обратиться к нотариусу, он же и может оформить заявление о госрегистрации и отправить его по почте".
Народ, однако же, констатирует: "По закону срок регистрации прав на недвижимость — один месяц, а задержки составляют от 4 до 6 месяцев от официального срока. Появилось много людей, которые предоставляют услуги по ускорению регистрации, стоит это "удовольствие" от 10 до 25 тыс. руб. за квартиру (коммерческая недвижимость значительно дороже)." …
Проблему кадрового дефицита и слабой подготовки служащих регистрационной службы, отмечают все участники рынка. И ею же объясняют имеющиеся проблемы. "Два-три года назад, до реорганизации ГБР, регистрация сделки занимала три дня. После переподчинения бюро Федеральной регистрационной службе начались проблемы, так как, по сути, сотрудников коммерческой организации посадили на зарплаты федерального бюджета, вследствие чего около половины профессионального штата было потеряно, — рассказывает Николай Лавров. — Но и в дальнейшем этому органу так и не дали прийти в себя, реорганизуя его каждый год. В итоге был утерян уже практически весь штат. Сегодня в ФРС работают люди совершенно другого профессионального уровня, что и приводит к задержкам и гигантскому количеству ошибок в выдаваемых документах".
"Какое-то время назад все работало достаточно ритмично, — подтверждает Владимир Спарак.— Реорганизация, изменение финансирования и кадрового состава и, как финальная точка, смена начальника — все это внесло раздрай в рабочие процессы".
Что характерно, при этом на рынке вовсе нет революционных настроений. Напротив, риелторы просят лишь оставить регистратора в покое. "Не нужно делать резких движений. Есть серьезные опасения, что большинство сегодняшних нововведений будут содержать в себе немалую долю предвыборного популизма. Не нужно мешать системе работать", — говорит Владимир Спарак.
"Выход из ситуации возможен единственный: набрать более квалифицированных сотрудников и хотя бы года три не реорганизовывать систему, давая ей тем самым прийти в себя", — полагает Николай Лавров.




Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1786571

Поскольку мне доводилось непосредственно соприкасаться со всем описанным, уточняю: упомянутые в статье «реорганизации» - это и есть ежегодное сокращение численности чиновников, контрольные цифры которого (за невыполнение которых следует снятие руководителя с должности) составляют примерно 10% в год и сейчас, и в течение ряда ближайших лет (насколько могу судить по себе, это касается и ряда других федеральных ведомств).

Так что, граждане, не обольщайтесь: лозунг «всех сократим» - это не более чем популизм чистой воды! Его реализация на практике приводит лишь к резкому повышению взяткоёмкости всех процессов, увеличению трудностей для бизнеса и вообще любой хозяйственной (и не только) деятельности и, в конечном счете, к нашим с вами материальным и моральным потерям. Потому что отказываясь отдавать часть своих налогов на зарплату чиновникам, мы тем самым де-факто обязуемся платить значительно бОльшие деньги (причем, уже не из налогов, а из своего кармана!) всевозможным «посредникам», про которых столь ярко сказано в статье.
Мало того. Я вот, к примеру, возможно, и был бы готов платить деньги за оформление всяких там справок не через ЖЭКи, а через ЕДЦ – зато без очередей и нервотрёпки; но ведь всего за пару лет все прежние очереди просто-напросто перекочевали в ЕДЦ, и теперь люди вновь отстаивают те же многочасовые очереди, но зато ещё и деньги за это платят!
Не в чиновниках дело, а в общей системе нашего законодательного регулирования. Но и эту систему вот так вот просто либерализовывать нельзя! Потому что, если вернуться к тому же ГБРу, как самому яркому примеру, просто отменить эту самую гос.регистрацию прав на недвижимость сейчас в России нельзя, и даже если всё будет хорошо, то ещё много лет будет нельзя – потому как можно себе представить, сколько преступлений, в том числе и самых тяжких, связанных с убийствами владельцев того же жилья, произойдёт в стране, если эту самую регистрацию отменить.
Лозунг «сокращения чиновников» станет актуален в России (ИМХО) лишь спустя ещё много десятилетий, когда изменится менталитет народа (если он вообще в состоянии изменяться).
А пока – тот, кто ратует «за сокращение чиновников» - ратует за новый рост объёмов взяток и рост числа убийств и прочих тяжких преступлений.

Такие вот печальные предвыборные размышления. :-(