Те, кто остался «в политике» - идеями, мягко говоря, «не блещут». Оппозиция – по крайней мере, та что «на слуху» - Лимонов, Немцов и т.д. и т.п. – про них я уже писал: с точки зрения конструктивных идей и анализа сложившейся ситуации это просто детский сад какой-то. Власть – та, по большому счету, просто молчит вот уж в течение 20 лет, и если чем и занимается, то разве что решением неотложных тактических задач.
На этом общем унылом сером фоне ярко выделяется Михаил Делягин aka
Не могу сказать, что я согласен со всеми идеями, которые высказывает этот экономист. Его статье «Базовые кризисы современного человечества: The Great Transition» (http://deliagin.ru/position/6668.html). я как-то уже устраивал критический разбор в рамках сообщества

Это было столь длинное предисловие к пиару, который я намереваюсь устроить сейчас очередной статье Делягина – опубликованной, правда, уже почти месяц назад, но тем не менее, весьма концептуальной и заслуживающей, на мой взгляд, внимания в свете разворачивающейся в Европе и в мире в целом «революции Безумного Макса».
Итак, Михаил Делягин, 28.10.2011 «Десять признаков кризиса человечества» (http://delyagin.livejournal.com/422245.html ; http://delyagin.ru/articles/19876.html)
…Американский финансист Сорос высказал изящную формулировку: «Музыка кончилась, а они еще танцуют» Мир лихорадит. И разрушительный финансовый кризис – это лишь один из симптомов болезни...
Благодаря новым технологиям, производительность труда выросла до такой степени, что нужное человечеству количество товаров может произвести малое количество людей. Остальные же оказываются «лишними», и чем дальше развиваются технологии, тем их больше. Сейчас добрые три четверти населения Земли не заняты в производстве.
Логика бизнес-структур проста: эти люди не приносят прибыли, значит, расходы на них нужно сокращать. Происходит уничтожение среднего класса. Его представители нищают, переезжают из благоустроенных квартир в трущобы. Зомбированные пропагандой, они винят в своем падении себя.
Этот процесс начался в 80-е годы в Латинской Америке, когда 92% представителей среднего класса опустились на дно. Сейчас он добрался до Европы. По данным ЮНЕСКО, численность людей с доходами ниже прожиточного минимума в Восточной Европе (включая европейскую часть бывшего Союза) за 12 лет выросла в семь раз - с 14 до 168 миллионов человек.
Нас учили, что основа капитализма - частная собственность. Но за последние годы произошло ее незаметное отчуждение. Нет, бородатые революционеры с автоматами Калашникова не приходили. Но акционеры более не в состоянии контролировать топ-менеджеров. Но если владельцы не в состоянии управлять своей собственностью, это значит, что частной собственности как таковой больше нет.
Зато возник глобальный управляющий класс, который становится все более влиятельной силой. Новую мировую элиту называют «новыми кочевниками», ведь она не связывает себя с тем или иным государством. Ее представители живут не в странах, а в пятизвездочных отелях и охраняемых резиденциях, пользуясь одинаковым комфортом везде в мире. …
Управляющим неинтересно вникать в конкретные проблемы каждой из стран. Так, вряд ли кто-то желал зла России в 90-е годы. Просто никто не хотел понимать ее специфику, и результаты оказались разрушительными. Или другой пример: война с Ираком нанесла огромный вред репутации США в мире. Но зато монополии неплохо нагрели на ней руки.
Благодаря новым технологиям, обеспечившим упрощение коммуникаций, «новые кочевники» тесно общаются друг с другом. Сознание элиты меняется быстрее, чем сознание общества. Управляющий класс думает по-другому, и одна и та же информация вызывает у нее иную реакцию, чем у общества. Но когда элита не в состоянии понять общество, демократия разрушается, поскольку она не выполняет больше свою миссию - доносить мнение общества в управляющую систему.
Как результат, возникает глобальный кризис управления, чреватый катастрофическими последствиями. Так, к примеру, катастрофическое наводнение в Новом Орлеане можно было предотвратить. 20 лет власти штата безуспешно стучались во все двери с просьбой укрепить дамбу. Их не слышали... В итоге погибли сотни людей.
Даже лучшие в мире системы управления - США и Китая - начинают сбоить. Их повторяющиеся ошибки - проявление общей тенденции кризиса управления, которое сложилось еще в прошлой, индустриальной, реальности.
Кризис управления в мире усугубляется резким ростом объемов информации. Благодаря Интернету человечество переживает второй в своей истории информационный взрыв, по значению равный началу книгопечатания. Получив доступ к огромному количеству информации, люди, не обладающие достаточным образованием, на основе полученных фактов делают неправильные выводы, и заставить их отказаться от них практически невозможно. В прошлый раз рост количества таких «мыслителей» привел к разрушительным религиозным войнам, в ходе которых население Германии сократилось вчетверо.
Информационные перегрузки вызывают в обществе рост религиозности и мистических настроений. Уже сейчас по США ходит миллион человек с рюкзачками со всем необходимым - ожидают второго пришествия. Не случайно там на выборах победил Барак Обама, который провел избирательную кампанию в таком ключе: «У нас масса проблем, я не знаю, как их решать, но если вы меня выберете, я вас спасу». Это классический пример мистического подхода - расчет на чудо.
Там ещё много всякого в статье понаписано, но уже весьма спорного и не столь интересного, так что не буду на нём задерживаться.
А вот из всего процитированного мне наиболее важным и интересным представляется выделенный фрагмент – там, где говорится о появлении нового класса – профессиональных менеджеров, который по сути дела и стал ныне правящим во всём мире.
Эти идеи весьма импонируют мне. Они перекликаются с возникшими в 60-х годах идеями о «конвергенции» социализма и капитализма, о возникновении в условиях социализма нового правящего класса – бюрократии…
Они перекликаются и с наблюдениями многих ЖЖистов – например,
«…при этом, главными выгодополучателями являются не буржуи (то есть владельцы капитала), а наёмные управляющие менеджеры, зависшие над бесконечно убыстряющимся потоком cash flow… Буржуй – это персонаж исторического водевиля, имеющий мало отношения к современной реальности. Он кое-где сохранился как трогательный раритет.».
Они перекликаются и с моими собственными ощущениями (о которых я писал под рубрикой «Неистребимый Совок») того, что в результате падения Железного Занавеса не Восток начал понемногу становиться Западом, а скорее наоборот – Запад начал всё больше превращаться в Восток образца эпохи социализма. На эту тему , например, и
По сути дела, Делягин утверждает, что через 20 лет после «крушения» социализма СССР победил, причем даже не в Европейском, а уже теперь во всемирном масштабе!
Отсутствуют, правда, такие, казалось бы, непременные атрибуты, как Политбюро, ЦК и т.п.; но, с одной стороны, Делягин указывает, что «новые кочевники» - «…это, конечно, не мировое правительство, потому что новая глобальная общность - не структура, а набор социальных сетей. Но они тесно общаются друг с другом, благодаря упрощению коммуникаций, и влияют на государства, заставляя их действовать в своих интересах. Даже самые могущественные из них попадают под это внешнее управление.»
А с другой стороны, нынешняя G8 – чем не Политбюро? Даже свои «кандидаты в члены» имеются! И G20, пожалуй, вполне за ЦК сойдёт.
Закончу опять же словами Делягина, которые он отнёс к современной России, но которые, на мой взгляд, опять-таки относятся ко всему миру в целом:
…Последовательное искоренение «проклятого совка» неуклонно, железной рукой ведется именно в тех сферах, в которых его достижения были бесспорны и позитивны – от социальной сферы и системы образования до обороноспособности, технологического прогресса и поддержания межнационального мира. В тех же сферах, в которых СССР действительно был нелеп и отвратителен, возмущение которыми и вызвало его крах, наблюдается не просто трепетная реставрация, но весьма изощренное, энергичное и изобретательное усугубление.
(http://delyagin.livejournal.com/420157.html )
В связи с этим напрашивается нехорошая аналогия между разворачивающейся «революцией Безумного Макса» и событиями, которые наблюдались на рубеже 1990-х в СССР и других соц.странах. Последствия будут те же? Или ещё хуже? :-(
Journal information