В воскресенье всё по той же «Культуре» показывали балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Балет, музыка которого представляется мне одним из высочайших достижений мировой музыкальной культуры, и которую (в хорошем исполнении) я готов слушать снова и снова.
Была показана не самая лучшая ИМХО постановка, хотя и красочная. Главное – музыка.
Потом я весьма долго сидел в Инете, отыскивая на ютьюбе записи, которые достойно отражали бы мои впечатления от музыки Прокофьева.
Оказалось, что музыки много, а вот адекватных исполнений – кот наплакал!
Понял, что мне в своё время, видимо, очень повезло, причем трижды, в отношении этого балета.
Сначала это была сюита из музыки к нему в исполнении оркестра под руководством Геннадия Рождественского. Ничего лучше я ни до, ни после не слышал!
Потом повезло в квадрате, когда купил пластинку с фортепианными интерпретациями музыки балета. Не помню, увы, кто был исполнителем, но опять же – ничего равного на ютьюбе так и не отыскал!
И, наконец, уже относительно недавно, лет 5 назад – побывали в Мариинке – оказывается (если сравнивать с записями, которыми полон Ютьюб!), на одной из лучших постановок в мире!
В общем, с большим трудом отыскал, чем поделиться с вами, чтобы опять же передать свои ощущения от музыки.
«Хит» прокофьевского балета – это, конечно, «Танец рыцарей». Увы, и в постановке Мариинского театра, и в том, что показывали на «Культуре», этот танец поставлен ИМХО не вполне адекватно. Не так, как он «видится» по музыке мне.
После долгих поисков, остановился на том варианте, который предлагает Миланская «Ла-Скала».
Невероятная, нечеловеческая музыка!
Она не о людях – это ведь музыкальное воплощение самой поступи Рока, Фатума. Что тут может сделать человек?
Музыка воплотила в себе не трагедию ослеплённых страстью детей, а трагическую историю всего человечества, которую вроде бы и делают сами люди, но которая в то же время словно не зависит от них, и перемалывает судьбы людей совсем не так, как им виделось и хотелось.
В постановке Ла-Скалы именно под музыку «Танца Рыцарей» появляются на сцене Ромео и Джульетта – и благодаря этому фатализм музыки оказывается раскрыт в полной мере. Случайная встреча на балу – но эта случайность оказывается роковой, и цепочка последующих трагических событий становится неизбежной.
В постановке Большого театра (ведь это её показывали по «Культуре»?) под музыку «Танца рыцарей» по сцене шествуют… официанты с какими-то блюдами, типа дичи. Ромео и Джульетта и их личная судьба – как-то теряются, оказываются тут не при чем.
Что хотел сказать постановщик? Или, как всегда в России, он решил мыслить сразу категориями идеологическими, изложению коих конкретные Ромео и Джульетта с их страстями лишь мешают?
Что такое шествие официантов – это символ судьбы Человечества, которое с неизбежностью зажрётся и ожиреет? Как иначе понимать вариант, предложенный Большим театром?
Ещё хуже, увы, оказалось с самой моим любимым музыкальным фрагментом «Ромео и Джульетты» - па-де-де «Ромео и Джульетта перед разлукой», которым открывается третий акт.
В западных вариантах эту сцену почему-то принято именовать «Сценой в спальне», что на мой взгляд, не вполне соответствует тому, что закладывал в свою музыку Прокофьев.
Увы, именно на такое понимание этой сцены и ориентировано подавляющее большинство хореографических интерпретаций, так что после просмотра огромного числа вариантов я ничего подходящего так и не нашел.
Ближе всех к моему пониманию музыки Прокофьева оказался Рудольф Нуреев, но и у него конец сцены оказался «скомкан»:
И лишь когда совсем уж было отчаялся, вдруг наткнулся на запись исполенния этой музыки оркестром под управлением Мравинского. Вот оно! Великий дирижер, и особенно начинаешь это ценить именно после того, как наслушаешься/насмотришься той же музыки в интерпретациях других исполнителей!
Ну, и напоследок поделюсь случайно обнаруженными на том же ютьюбе во время поисков записями выступления Евгении Образцовой в образе Джульетты на сцене Мариинского. Это ведь то самое исполнение, которое нам и довелось увидеть! После просмотра множества других роликов, берусь с уверенностью утверждать – это была одна из лучших Джульетт! Как же нам повезло тогда, что попали (чисто случайно!) именно на неё!
Ну, и, чтобы не пропадать добру, фортепианная интерпретация «Ромео и Джульетта перед разлукой» - не идеальная, не та, на которую я в студенческие времена «запал», но тоже неплохая!
Journal information