bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:

Танец рыцарей

От Корнелюка удалось избавиться по принципу «клин клином вышибают». :-)
В воскресенье всё по той же «Культуре» показывали балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Балет, музыка которого представляется мне одним из высочайших достижений мировой музыкальной культуры, и которую (в хорошем исполнении) я готов слушать снова и снова.
Была показана не самая лучшая ИМХО постановка, хотя и красочная. Главное – музыка.
Потом я весьма долго сидел в Инете, отыскивая на ютьюбе записи, которые достойно отражали бы мои впечатления от музыки Прокофьева.
Оказалось, что музыки много, а вот адекватных исполнений – кот наплакал!
Понял, что мне в своё время, видимо, очень повезло, причем трижды, в отношении этого балета.
Сначала это была сюита из музыки к нему в исполнении оркестра под руководством Геннадия Рождественского. Ничего лучше я ни до, ни после не слышал!
Потом повезло в квадрате, когда купил пластинку с фортепианными интерпретациями музыки балета. Не помню, увы, кто был исполнителем, но опять же – ничего равного на ютьюбе так и не отыскал!
И, наконец, уже относительно недавно, лет 5 назад – побывали в Мариинке – оказывается (если сравнивать с записями, которыми полон Ютьюб!), на одной из лучших постановок в мире!
В общем, с большим трудом отыскал, чем поделиться с вами, чтобы опять же передать свои ощущения от музыки.
«Хит» прокофьевского балета – это, конечно, «Танец рыцарей». Увы, и в постановке Мариинского театра, и в том, что показывали на «Культуре», этот танец поставлен ИМХО не вполне адекватно. Не так, как он «видится» по музыке мне.
После долгих поисков, остановился на том варианте, который предлагает Миланская «Ла-Скала».

Невероятная, нечеловеческая музыка!
Она не о людях – это ведь музыкальное воплощение самой поступи Рока, Фатума. Что тут может сделать человек?
Музыка воплотила в себе не трагедию ослеплённых страстью детей, а трагическую историю всего человечества, которую вроде бы и делают сами люди, но которая в то же время словно не зависит от них, и перемалывает судьбы людей совсем не так, как им виделось и хотелось.
В постановке Ла-Скалы именно под музыку «Танца Рыцарей» появляются на сцене Ромео и Джульетта – и благодаря этому фатализм музыки оказывается раскрыт в полной мере. Случайная встреча на балу – но эта случайность оказывается роковой, и цепочка последующих трагических событий становится неизбежной.
В постановке Большого театра (ведь это её показывали по «Культуре»?) под музыку «Танца рыцарей» по сцене шествуют… официанты с какими-то блюдами, типа дичи. Ромео и Джульетта и их личная судьба – как-то теряются, оказываются тут не при чем.
Что хотел сказать постановщик? Или, как всегда в России, он решил мыслить сразу категориями идеологическими, изложению коих конкретные Ромео и Джульетта с их страстями лишь мешают?
Что такое шествие официантов – это символ судьбы Человечества, которое с неизбежностью зажрётся и ожиреет? Как иначе понимать вариант, предложенный Большим театром?

Ещё хуже, увы, оказалось с самой моим любимым музыкальным фрагментом «Ромео и Джульетты» - па-де-де «Ромео и Джульетта перед разлукой», которым открывается третий акт.
В западных вариантах эту сцену почему-то принято именовать «Сценой в спальне», что на мой взгляд, не вполне соответствует тому, что закладывал в свою музыку Прокофьев.
Увы, именно на такое понимание этой сцены и ориентировано подавляющее большинство хореографических интерпретаций, так что после просмотра огромного числа вариантов я ничего подходящего так и не нашел.
Ближе всех к моему пониманию музыки Прокофьева оказался Рудольф Нуреев, но и у него конец сцены оказался «скомкан»:


И лишь когда совсем уж было отчаялся, вдруг наткнулся на запись исполенния этой музыки оркестром под управлением Мравинского. Вот оно! Великий дирижер, и особенно начинаешь это ценить именно после того, как наслушаешься/насмотришься той же музыки в интерпретациях других исполнителей!


Ну, и напоследок поделюсь случайно обнаруженными на том же ютьюбе во время поисков записями выступления Евгении Образцовой в образе Джульетты на сцене Мариинского. Это ведь то самое исполнение, которое нам и довелось увидеть! После просмотра множества других роликов, берусь с уверенностью утверждать – это была одна из лучших Джульетт! Как же нам повезло тогда, что попали (чисто случайно!) именно на неё!




Ну, и, чтобы не пропадать добру, фортепианная интерпретация «Ромео и Джульетта перед разлукой» - не идеальная, не та, на которую я в студенческие времена «запал», но тоже неплохая!
Tags: Музыка
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments