Вот честное слово, если бы от «Blackmore’s Night» убрать вторую половину – было бы гораздо лучше! Такое, увы, основное впечатление осталось от концерта, на котором мы таки побывали в воскресенье вечером.
В целом я всё-таки скорее доволен, что побывал на их концерте. Но было, увы, несколько моментов, которые впечатление изрядно подпортили.
Первое, и самое главное, - это, как я уже сказал, сама госпожа Найт. Во-первых, голос у неё «в живую» оказался далеко не таким ярким и красивым, как это было на записях, особенно студийных. Словно он выцвел и поблёк. И при этом сама госпожа Найт ничего замечать не хочет! Похоже, и это во-вторых, началась у неё некая «звёздная болезнь», да ещё и в острой форме.
Я поначалу думал, что одно с другим не связано. Но полез сегодня на ютьюб и посмотрел/послушал записи концертов Блэкморс Найта периода 2004-2006 годов – и был неприятно удивлён. За эти 5-7 лет госпожа Найт обрюзгла и постарела лет на 15-20, не меньше, и при этом своими манерами и самомнением стала удивительно напоминать Аллу Пугачёву! А голос при этом – потеряла. :-(
Второе, что помешало в полной мере насладиться концертом, - это поведение публики. Совсем-совсем не петербуржское. Дело в том, что основную массу публики составили, насколько я понимаю, две группы маловменяемых фанатов, которым важна была не столько музыка, сколько сам по себе факт присутствия на некоем священнодействе, каковое каждая из этих групп понимала совершенно по-своему, несовместимым с представлениями второй группы образом.
Одна группа – это «Эльфы», которых, очевидно, спровоцировали на посещение концерта реклама, которая, как выяснилось, и в самом деле адекватно отражала оформление сцены:
Ну, а также, конечно, характер музыки – по крайней мере, той, которую Блэкморс Найт играл лет 10-20 назад.
На мой взгляд, судя по нынешнему репертуару и характеру его исполнения, «Эльфы» несколько прогадали и с местом, и с временем изъявления своих эмоций; их извиняет разве что то, что столь же неадекватной оказалась, на мой взгляд, и госпожа Найт, так что цветы, которыми «Эльфы» завалили госпожу Найт, вполне, пожалуй, гармонировали с их взаимным представлением о своих взаимных (если не сказать интимных) отношениях, но вступали в явный диссонанс и с нынешней музыкой Блэкмора сотоварищи, и с чувствами и ожиданиями второй половины зала. Которая, думаю, полностью подпишется под отзывом (включая видеовставку), опубликованным в журнале acantharia (http://acantharia.livejournal.com/557318.html )
А вторая половина зала состояла из старичков (моих ровесников), сохранивших память о Блэкморе времён «Дип Пёпла», и знать ничего не желавших о госпоже Найт и всём, что связано с её участием в творчестве Блэкмора. Причем, судя по всему, таковых престарелых рокеров (ну, словно сошедших со строк замечательной песни Джетро Талла), оказалось на удивление много – несмотря на то, что Блэкморс Найт уже не первый раз посещают Питер, и уж всем, казалось бы, давно пора понять, что они из себя представляют!
Эти «Престарелые Рокеры» вели себя, пожалуй, ещё хуже «Эльфов». Мало того, что они совершенно не по-питерски освистали и прогнали со сцены группу, выступавшую «на разогреве» (и выступавшую – в своём жанре! – очень даже неплохо), так они ещё и во время концерта то заглушали и без того, как я уже сказал, мягко говоря, не блиставшую своими качествами госпожу Найт настойчивыми выкриками «Ричи! Ричи!», то мешали насладиться собственно творчеством Ричи, когда тот пытался – в основном, безуспешно – что-то там выдать на гитаре, заглушая его совершенно незаслуженными овациями.
Ну, и третий «глобальный минус» происшедшего концерта, обусловленный, насколько я понимаю, всё той же «звёздной болезнью» госпожи Найт, - это поведение администрации. Настроение они начали портить ещё перед концертом, повторив бессчетное количество раз «просьбу» отключить мобильные телефоны и не вести во время концерта фотосъёмку, аудио- и видео-запись. Мало того, они ещё и во время концерта то и дело «просвечивали» ряды зрителей фонариком, словно просторы Мордора глазом Саурона. Только «войдёшь во вкус», настроишься «на волну» очередной песни – и бах, на тебе – «а не у вас ли телефон?» Какого черта! Не у меня!
Не лучше ли было объявить, как Вотерсу на «Стене» - мол, снимайте, что хотите, дорогие фанаты, только вспышками мне не мешайте!
Ведь всё равно же вся эта «борьба» бессмысленна: даже я под строим надзором администрации ухитрился одну фотографию всё же сделать (качество, правда, аховое):
А уж Интернет в целом, и Ютьюб в частности, записями с нынешнего турне «Блэкморс Найтов» прямо-таки завален. Вот, к примеру, «Under A Violet Moon» с Московского концерта (то есть как раз то самое исполнение, которое и мы тут слушали):
Ну, и тут настаёт пора обратиться к собственно музыке.
Повторю: меня крайне разочаровала собственно госпожа Найт. То ли у неё голос пропал, то ли (что мне кажется более вероятно) она теперь просто ленится репетировать, но поёи она гораздо хуже, чем раньше. И при этом продолжает считать себя «суперзвездой», и крайне болезненно реагирует на скандирования «Престарелых Рокеров» - «Ричи! Ричи!»
Она попыталась отшутиться – «Before Ritchie became Medieval, he was just Evil» - и предложила вниманию публики «Soldier of Fortune»; но вступительное соло Ричи Блэкмора на акустической гитаре потонуло в восторженном рёве «Престарелых Рокеров», а едва Ричи, поймав, очевидно, вдохновение, начал было «впадать в экстаз», как госпожа Найт тут же перехватила инициативу, начав исполнять вокальную партию, и Ричи тут же стушевался, и Дип Пёпловская баллада превратилась в какую-то бардовскую лирическую песенку, достойную самого Визбора.
Мне показалось, что не раз ещё потом Ричи пытался обратиться к своему творчеству "тёмно-фиолетовых" времён - вставляя пассажи то их "Highway Star", то из "Child in time" - но каждый раз всё заканчивалось одинаково.
Такая тактика со стороны госпожи Найт была характерна для всех песен, прозвучавших на концерте.
Можно с уверенностью утверждать, что все музыканты «Блэкморс Найт» - профессионалы высочайшего класса, не только супер-техничные, но и способные на замечательные коллективные «импровизации»; но каждый раз, стоило им только начать выдавать что-то такое, от чего душа готова была «развернуться!... А потом – обратно свернуться!» - и тут же начинал звучать вокал госпожи Найт, и Музыка с большой буквы куда-то исчезала – таяла под каблуком самовлюблённой дивы.
Характерный пример – песня, как было заявлено, созданная на основе испанской народной мелодии – «World of Stone» («Мир камня»):
В других песнях эффект был ещё заметнее! Например, в некоей, как выразилась госпожа Найт, «английской народной песне, которую Ричи запомнил ещё со школьной скамьи» - а я вот название этой песни как раз и не запомнил, и запись её отыскать не смог :-( Может, кто из знатоков подскажет?
Вообще, если вернуться к тому же «World of Stone», мне показалось, что песни, связанные с тематикой огня и камня, удаются «Блэкморс Найту» не в пример лучше, чем заявленное в оформлении сцены что-то «зеленовато-эльфийское». Да и сам характер музыки – это скорее изящно ограненные драгоценные камни, нежели умело выращенные в саду деревья. То есть музыка скорее не «Эльфов», а каких-то морийских гномов, и слушать эту музыку, конечно, следовало бы не в огромном концертном зале, а в пабе, таверне, в клубе, в конце концов, в обстановке Пива, Мяса на вертеле, Факелов на стенах и гномьего подземного гостеприимства и веселья. Но только пафос, пафос нужно убрать!
А так – получилось что-то типа «ни эльфа, ни гнома» - и в заявленном жанре, как совершенно точно, на мой взгляд, выразилась acantharia, их та же Гармарна «одной левой за пояс заткнёт».
В общем, по ходу концерта, мне чем дальше, тем всё больше становилось жаль Блэкмора – ведь всё происходящее невозможно было объяснить иначе, чем безумной, болезненной, непреходящей влюблённостью, которая связала его и госпожу Найт – подобно тому, как такая же бесплодная и болезненная влюблённость связала в эпопее Роулинг Северуса Снейпа и Лили Эванс. И подобно тому, как талант Северуса Снейпа сгинул в гарриных глазах, унаследованных от его матери, так и талант Блэкмора, похоже, сгинул под жестоким каблуком госпожи Найт (не случайно, подумалось мне, выступает она в туфлях на «шпильках» - жанр-то обязывал, казалось бы, выйти на сцену босиком!). Жаль, очень жаль!
Но отдельные песни, прозвучавшие на концерте – это были прямо-таки «бриллианты неограненные». Жаль, «огранить» их будет теперь уже, похоже, некому! :-)
Journal information