Из числа новых умений наиболее существенными мне представляются умение самостоятельно ходить по лестницам; играть в машинку – возить её за веревочку и катать в машине игрушки; ну, и самое, возможно, сложное и главное, на мой взгляд, - на выходных она впервые играла со мной в сюжетные игры! Пока это была лишь одна игра – в чаепитие. Набор игрушечной посуды был подарен кем-то из родственников или знакомых уже давно; но сейчас Каролина использовала его именно по назначению! Расставила на табуретке чашечки и чайничек, понарошку разлила из чайника чай по чашкам, взяла одну из них и вручила мне – пей, мол! А из второй стала «пить» сама :-)
Фонетический запас пополнился звуком «р»! Точнее, пока что, в полном соответствии с логопедическими правилами, звукосочетанием «дрррр», но всё равно «р»! Не припомню, чтобы кто-нибудь из моих детей начинал говорить «р» так рано.
Пополнился и словарный запас: словом «трррр» Каролина обозначила «тррррамвай», и теперь пытается понять, по какому принципу движущиеся предметы (условно говоря, «машины») следует разграничивать на «трррр» и «бвввв». Так, почти без колебаний из категории «бвввв» в категорию «тррр» был (вполне справедливо, на мой взгляд) переведён «поезд»; а вот насчет остального – пока что сплошные сомнения. :-)
Помимо «трррр»-амвая словарный запас пополнился ещё словами «а-о» - «буква»; «а?» - «алло?»; «лё-лё» - источник света, меняющий свой цвет или мигающий (например, светофор); звукосочетание, имитирующее вдыхание запаха – для обозначения цветов; специальный жест (разведенные руки) обозначает «всё», «конец», «хватит».
Вообще, пока что Каролина предпочитает не заучивать новые слова, а классифицировать все вновь возникающие понятия под одну из уже освоенных категорий – «бвввв» (машина), «мяу-мяу» (животное), «лё-лё» (мерцающий источник света) и т.д. Так, листья на деревьях – это, по её мнению, это разновидность цветов; солнце относится к категории «лё-лё» (очевидно, потому что периодически прячется за тучи), а вот луна почему-то попала в категорию «мяу-мяу» (по причинам, совершенно уже мне не понятным). Дорожные знаки и вообще любые абстрактные картинки – это тоже «а-о» (буквы).
Набор глаголов тоже расширяется – помимо «ам-ам» и «топ-топ», это ещё и «Аа-А» (которое означает не только «качаться», но и «летать» - применительно к птицам, например), «кхе-кхе» - какать (в т.ч. и применительно к животным!), а сегодня выяснилось, что жест «кулаком потереть глаза» означает «спать».
Впрочем, предложений пока не строит – все произносимые ею высказывания обозначают либо предмет, либо действие, но не то и другое вместе. Впрочем, мне кажется, ждать первую фразу осталось уже недолго! :-)
В заключение – 3 фотки: Каролина поднимается по лестнице :-)
Journal information