bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Minstrel in StPetersburg, или Songs from the Earth

Итак, свершилось!
Неожиданным оказался новый поворот в развитии «космической темы» у меня в ЖЖ, и тем приятнее он оказался!
Дважды случалось так, что как раз, когда в Петербург приезжал Jethro Tull, я уезжал куда-нибудь в командировку. И вот, с третьей попытки, мы всё-таки встретились!

Перед вами - не просто фотография с очередного репортажа с борта МКС.
Это – фрагмент концерта, который его Герой, великий (теперь уже я говорю это с полным на то основанием!) поэт, музыкант и композитор Ян Андерсон посвятил 50-летию полёта Юрия Гагарина.
Это было что-то!
Давно я уже не получал таких впечатлений от концерта. Сказать, что Ян Андерсон жжот, и что это было круто – значит, ничего не сказать. ЭТО БЫЛО СУПЕРКРУТО!!



Ян Андерсон, который всегда был уникальным мелодистом и талантливым музыкантом, теперь проявил себя и как выдающийся композитор. Он умеет теперь создавать не просто красивые мелодии – он делает их интересными.



Не верится, что слушаешь хорошо отрепетированное шоу (а между тем, разум подсказывает, что это именно так!) – Андерсон обрушивает на слушателя «поток сознания», демонстрирует раз за разом чудо рождения и развития музыкальной идеи, мелодия перестает быть изящной игрушкой, она оживает, захватывает, уносит с собой…



И минута за минутой проходит – а ты, раскрыв рот от изумления и восторга, слушаешь, не отрываясь, и лишь смахиваешь время от времени с глаз слёзы радости.



Это было весело, задорно, заразительно и упоительно!



В первые минуты концерта ничто, кажется не предвещало той «бури и натиска», которые родились в дальнейшем.
Андерсон использовал в качестве «группы на разогреве», полагающейся по стандартам рок-концерта, самого себя образца 40-летней давности, исполнив (безукоризненно, но и без особого огонька) несколько хитов с альбомов 1968 и 1971 годов – «New Day Yesterday», «Mother Goose» и другие.



Выбор, мне кажется, был не случаен по неким метафизическим соображениям (об этом я ещё порассуждаю чуть позже), но, возможно, связан просто с тем, что тот седовласый чувак, который исполнял на сей раз гитарные партии, - это ни кто иной, как Мартин Барре, который как раз был гитаристом в Джетро Талле в том самом 1968 году!



Затем на сцену был приглашен струнный ансамбль, и для начала он исполнил (в весьма скучном, на мой взгляд, варианте) инструментальное попурри из мелодий «Songs from the woods» и «Heavy Horses». Наконец, в довершение, как выяснилось, «разогрева» Андерсон сотоварищи в сопровождении ансамбля исполнил пару вещей Баха – до-мажорную прелюдию и фугу из «Хорошо темперированного клавира» и знаменитую органную токкату (уж извините, название на память не помню, но все вы её знаете – самая хитовая из баховских органных вещей).
Наверняка, поборники чистоты классической музыки скажут, что Иван Степаныч в гробу перевернулся, услышав свои творения в столь модернистском переложении; но прозвучали они просто великолепно – на мой взгляд, мера была соблюдена идеально, и публика явно была выведена из равновесия и готова к восприятию «основных блюд» музыкального пиршества :-)



И вот как раз тут-то и выяснилось, что «разогрев» и в самом деле окончился, и началось собственно убойное шоу!
Началось весьма неожиданно: опустился гигантский экран, и начался репортаж с МКС (собственно, эту фотографию я и вынес в заглавную часть поста).
Кади Колмэн, американская астронавтка, поздравила нас всех с 50-летием полёта Гагарина (по-русски!), а затем… затем они с Яном Андерсоном дуэтом исполнили баховское “Bourree in E Minor”, которое 43 года назад, собственно, и прославило Яна Андерсона как выдающегося флейтиста!

Собственно, лучше всего об этом сказано на сайте http://www.universetoday.com, который я и позволю себе процитировать:

…Астронавт (и по совместительству флейтист) Cady Coleman на борту Международной Космической Станции скооперировалась с Ian Anderson, основателем рок-группы Jethro Tull, и родился первый межпланетный дуэт. Сама песня, “Bourree in E Minor,” была написана Иоганном Себастьяном Бахом, но стала знаменитой именно благодаря Jethro Tull в 1969 году, в тот самый год, когда Neil Armstrong и Buzz Aldrin ступили на Луну. Coleman и Anderson сыграли эту песню в честь 50-летия пилотируемой космонавтики, в день годовщины первого полета человека в космос, совершенного космонавтом Yuri Gagarin 12 апреля 1961 года.
Coleman сыграла свою партию, будучи на высоте 220 миль над поверхностью Земли. Anderson сыграл свою партию во время пребывания в России, в городе Перми.

(http://www.universetoday.com/84762/jethro-tull-in-space/)



Перед началом музицирования американка произнесла довольно длинное обращение-поздравление, произнесла по-русски, практически без ошибок (ну, этому-то я не удивился – ведь недаром они с Байконура на МКС летают). Но что удивило – так это сам факт этого обращения: ведь в России Джетро Талл даёт всего три концерта! Или одновременно были записаны и обращения к зрителям других стран, на английском и/или каком-нибудь ещё языке?
Ну, и сам факт доставки флейты на МКС – ведь каждого килограмма груза, доставленного на МКС, составляет несколько тысяч долларов (Википедия даёт цифры от 5 до 15 тысяч)!



Зал неистовствовал. Собственно, после этого Андерсон мог делать с ним всё, что хочет, чем он и воспользовался в полной мере!
«Космический дуэт» задал тон всему последующему концерту, превратив его в некое мероприятие вселенских масштабов, создав музыкальный мостик от прошлого (Бах ведь тоже основывался на мелодии народного французского танца!) через современность в будущее, в космос, во Вселенную!
Столь мощный старт был поддержан концертным исполнением «Thick as a brick» - концертное в том плане, что было СОКРАЩЕНО по сравнению с 40-минутной студийной записью, при этом сохранив все основные мелодические контрапункты и акценты; этакий своеобразный «конспект» песни, изящный и динамичный!





А затем последовали две композиции, ранее мною не слышанные.
Во-первых это сочиненная в соавторстве с Рави Шанкаром (или его дочкой?) композиция «Exchanging Horses», которая внесла неожиданные новые яркие штрихи во «вселенскость» концерта.
Дело в том, что изначально композиция задумывалась для солирующих флейты и ситара; за неимением ситаристов, этот индийский инструмент был заменён на совокупность флейты и аккордеона. И до чего ж удачно получилось! Очень неожиданная музыкальная линия: типично индийская мелодия вдруг каким-то непостижимым, но совершенно естественным образом превратилась во что-то старофранцузское, вокал Андерсона – в типичный шансон… Оказалось вдруг что между музыкальными традициями двух частей света существует некое глубинное единство, которое, стоит только постараться – или, точнее, набраться вдохновения – и можно очень гармонично, ярко и убедительно раскрыть!
Гимн единству человечества во всём его уникальном многообразии!
Далее последовала «Hard Night in Budapest», тоже прекрасная, но совершенно не Талловская, а скорее Кримсоновская – недаром Андерсон в одной из своих реплик о них вспомнил! – с красивой, но уникальной, неповторяющейся, постоянно развивающейся и бегущей куда-то вперёд, в неведомую даль, в неведомую высь мелодией…



И всё это – с совершенно уникальным для рок-концерта качеством звука! Звуки словно заполняли собой весь объём зала, оставаясь «прозрачными», невесомыми, не мешавшими друг другу, сколько бы инструментов ни играло одновременно – каждую партию можно было услышать, каждая партия была сыграна, на мой взгляд, безукоризненно.
Кстати, посмотрел вот и послушал московскуюапись этой же песни, и не могу отделаться от ощущения, что какая-то она не такая... Энергетика не та, совсем не та, прожектора навязчивые...
Но, как бы то ни было, песня шикарная. И пусть слова в ней о Будапеште, но мелодика заставляет и о Dire Straights вспомнить, и о Диком Западе, о Telegraph road... и тем самым ещё один "мостик" перекинуть, протянуть через океан руку от человека к человеку.



И, наконец, самое, быть может, удивительное – это неожиданная интрепретация старого «доброго» Акваланга. Радикально отличающаяся от «классической». Быть может, именно ради неё-то весь сыр-бор (в смысле, концерт) и затевался!
Если эталонный альбом был до крайности пессимистичен и пропитан декадансом, то ныне он был сыгран так, будто старик на набережной не акваланг нашёл, а эликсир, возвращающий молодость и здоровье!
Или тем самым Андерсон на себя самого намекал – мол, вот он я, старичок-бодрячок, моложе и бодрее всех молодых! :-))
А что? Мне понравилось. Андерсон буквально излучал позитив, одаривал всех зрителей в зале своим неожиданным оптимизмом, бодростью и энергией.
И это не голословно: вы только посмотрите на график гастролей этого 64-хлетнего музыканта – любому молодому позавидовать такой неуёмной энергии!

12-14 апреля – Россия (Москва, Питер, Пермь)
25-28 апреля – Австралия
14-24 мая – Латинская Америка (Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Панама, Мексика)
2-5 июня – Чехия
8-26 июня – США, Канада
22-31 июля – Европа (Финляндия, Германия, Англия)
3-22 сентября Англия
10-11 октября Финляндия

(http://www.j-tull.com/tourdates/index.html)

Так держать, Ян!!! :-))


Tags: Космос, Музыка
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments