?

Log in

No account? Create an account

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Дочитал тетралогию "Гиперион"
bigstonedragon
В целом по-прежнему ощущаю некоторое разочарование. То, что началось как безусловный шедевр, постепенно всё более и более скатывалось на уровень рядовой хорошей фантастики. ИМХО, каждый последующий роман тетралогии оказывался слабее предыдущего.
Но при этом – это всё-таки ОЧЕНЬ хорошая фантастика. Высокохудожественная и идейно насыщенная. Пусть даже значительная часть этих идей вызывает неприятие.
Ну, если в романе есть с чем поспорить, я вовсе не возражаю.
Что мне не понравилось – это зашкаливающий за пределы приличия градус пафоса в «Вос-ходе Эндимиона». Да, скажем, в «Легионах огня» пафоса тоже много. Но далеко не столь много, как в «ВЭ».
Или взять градус мелодраматизма. В своих усилиях выжать слезу из читателя Симмонс ИМХО в «ВЭ» тоже перешел допустимый предел. А ведь, если судить по первой части тетрало-гии, имеет чутьё и умеет норму соблюсти!
Не понравилось мне и то, что учение Энеи, «Той-Кто-Учит», изложено прямой речью, с обескураживающей прямотой. Нет, если уж мы пишем роман о пророке, то нельзя излагать всё прямолинейно! Идеи, которые автор решил изложить как учение пророка, можно изложить так, чтобы осталась некая недосказанность, чтобы у читателя не оставалось сомнений, что пророк всё-таки умнее, нежели автор, который о нём пишет. Иначе, какими бы привлекательными ни бы-ли идеи, излагаемые автором, но ощущение неловкости от вопиющей нескромности автора будет сильно мешать их адекватному восприятию. Вот, к примеру, в «Вавилоне» никогда не цитирова-лось, что же конкретно написано, например, в Книге Г’Кара :-)
И последняя, пожалуй, на сегодня претензия – к излишнему, навязчивому натурализму при описании кульминационной сцены романа – пыток и казни Энеи. Ну, и так уже более чем ясны были христианские аллюзии, и так уже пафоса и слезливости выше крыши… Ну зачем ещё усу-гублять – тем более, что своей блестящей эротической сценой Симмонс доказал, что умеет со-блюсти чувство меры при описании самых деликатных вещей :-)
На этом, пожалуй, жалобы на Гиперион завершу, и надеюсь вскоре перейти к обсуждению «содержательной части» :-)

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Вот ведь разница в восприятии - я в ВЭ наконец нашла ту меру мелодраматизма, которой мне катастрофически не хватало у других авторов. :) И мне по душе пришлось то, что говорилось в книге обо всем не окольными путями (я про Ту-кто-учит), а четко и ясно.

К тому же Симмонс создает столь богатые описания мест, что перед глазами проносятся дивные картины других миров.

А вот после прочтения все крутилась мысль: а что же Земля, не доведут ли ее опять до состояния, когда придется ее куда-нибудь спрятать?!

Да, кстати, на днях наткнулась в сети на его же книгу про ИскИнов, которая сюжетно вроде бы примыкает к "Песням Гипериона".

Это что еще у него про искинов? Если Илион/Олимп, то нет, не примыкает. А остальное у него вроде больше мистическое или детективное.
А описания - главная причина читать эндимионову часть.

P.S. Рад, что у большинства мнение о тетралогии сродни моему ::)

P.P.S. Но "Гиперион" в свое время просто разорвал меня на части - так было круто!

Нет, "Илион/Олимп" я читала - тут другое. Сейчас найду.

Кстати, у Симмонса вышла недано новая книга "Друд" - касательно диккенсовской "Тайны Эдвина Друда". Очень хвалят. Но я пока ее не встречала в магазине.

Меня на части разорвала гибель Иггдрасиля.

Ну я так понимаю, что Друд = Колокол по Хэму + Террор. В принципе должно быть неплохо, если нормально перевести.
А вышло уже его же про индейца, участника боя на Литл-Бигхорне, в которого вселился дух Кастера?

Понятия не имею, я не очень внимательно слежу за его книгами. :)

Как и вообще гибель Рощи Богов

"Сироты спирали" - но, кажется, это все-таки не роман, а рассказ.

Это рассказ - формально пятая часть "Песен". Написан для одного мощного сборника, для которого же, например, Саймак написал последнюю новеллу "Города".
Ну в принципе ничего так рассказ, хотя вроде не про искинов.

Значит, аннотация обманула. )

Самой "визионерской" частью тетарлогии мне всё же показалось "Падение Гипериона".

Наверное, мне просто больше по душе описания а-ля вторая половина тетралогии. :)

Схожие ощущения - первая книга - шедевр, остальные - обычная хорошая фантастика. + сериальность возникает какая-то.

ой мое самое любимое произведение! 1 и 2 том. А вот про Энию я с самого начала плевалась жутко. Просто гадость какая-то сентиментальная. С трудом дочитала в итоге. Да, пафос про разрыв сети - это так злободневно! Про шрайка тодже понравилось - просто зайка этот шрай. Не надо было мне вообще последнюю часть читать - испортило все. Больше всего люблю перечитывать по-моему 2 том, где как же его звали? - сидит в своих покоях а за окном кричат то ли динозавры, то ли ещё кто-то. Точно пора перечитывать... Да и музыка там какого-то композитора - я в музыке не разбираюсь....

даже в первой части Симмонс то и дело начинал перегибать. Так что не удивительно...
Мне кажется, если читать роман в менее искушенном возрасте (то есть на совсем свежую голову), он еще мог бы снести крышу, а когда читаешь уже весь начитанный и просвещенный, то и эстетика, и идея, и сюжет романа прям трещит по швам. И ни одной фишки, которая могла бы искупить его слабости (типа, допустим, шикарного дуэта персейцев в ЛкБ, ради которого можно простить весь коммунистический пафос Земли)

По-моему, там эротика только в нужных местах была: в рассказе Консула и истории Ламии Брон

имхо, самая уместная она в рассказе Кассада - придает демоничности образу Мониты.
В рассказе Ламии Симмонс пытался иммитировать женские романы, но не получилось: сразу чувствуется, что писала не женщина, а мужчина, пытающийся писать как женщина :)
А рассказ Консула я просто пропустила, прочитав первые пару листов и последние. Ибо Смысла примерно зеро, зато от сахарной ваты приторно стало =\

Про Кассада я почему-то забыл :-)
Наверно потому, что, как выясняется в Эндимионе, Шрайк в некотором роде - кибрид самого Кассада :-)

и еще, не в обиду никому будет сказано - очень большому пласту читателей/зрителей требуется, чтоб идеи были разжеваны-пережеваны и положены им на язык, иначе они усваивать не могут. Так что Симмонс просто работает на широкую публику.

Мне кажется, такие "читатели" и вовсе "Гиперион" читать не будут

меня напрягло сразу это

Консул Гегемонии сидел на балконе своего эбеновочерного космического
корабля и на хорошо сохранившемся "Стейнвее" играл прелюдию до-диез минор
Рахманинова, а снизу, вторя музыке, неслось мычание громадных зеленых
псевдоящеров, бултыхавшихся в хлюпающей болотной жиже. С севера
приближалась гроза. На фоне свинцовых туч, закрывших полнеба клубящейся
девятикилометровой стеной, проступил четкий контур леса гигантских
древовидных хвощей. У горизонта сверкнула молния. Возле корабля в синем
тумане то и дело появлялись неясные фигуры рептилий, которые пытались
проникнуть в защитное поле, но тут же с ревом исчезали. Консул
сосредоточился на сложном месте прелюдии, не замечая надвигавшейся бури и
сгущавшейся темноты.

была бы бумажная
сразу бы и закрыла
не знаю как в оригинале но чистой воды графомания

а потом как говорится понеслось
корявый перевод из Китса

И смерти не должно быть! Стенай,
Стенай, Кибела, сыны твои,
Исполнившись злодейства,
Низвергли Бога, сокрушили в прах.
Стенайте, братья, силы иссякают,
Ломаюсь, как тростник, слабеет голос...
О боль, боль слабости моей!
Стенайте, ибо гибну я...

взяли хотя бы этот хотя на мой взгляд и он не фонтан

О брег веселый... Смерти в мире нет --
Но будет! Будет смерть! Рыдай, горюй,
Стенай, о Рея! Детища твои
Восставшие на Крона, Крона в прах
Повергли, обратили бога в тлен!
О, застенайте! Ныне я -- тростник,
Колеблемый ветрами! Глас мой слаб,
И сам я нынче немощен и хил!

и стали меня "завлекать" пафосом и театральщиной а я этого не люблю...
___________
продолжение читать не стала

Обожаю жанр фантастики, но сам себя потрясаю тем, что еще не читал весь цикл "Гипериона" Симмонса и "Академии" Азимова, а теперь хожу по магазинам в поисках свежих изданий и вижу лишь эпизодические тома... ирония судьбы... и с каждым упоминанием книг так и тянет еще больше к ним... чувствую дотянусь))

  • 1