Государство влияет на распределение доходов не только с помощью прямых трансфертов, но также косвенно через налоговую систему и другие государственные программы. Государство могло бы облагать налогом каждого в одинаковых размерах, а затем финансировать тех, чей доход упал ниже определенного уровня. С точки зрения распределения доходов, это имело бы те же последствия, что и обложение налогом лиц с низкими доходами по более низким ставкам. Таким образом, существует известная произвольность в разграничении трансфертных платежей через государственные расходы и неявных трансфертов через налоговую систему.
Некоторые из налоговых льгот могут быть также представлены в явной форме как социальное страхование. Например, пособия по безработице и социальному обеспечению облагаются налогом только частично, а пособия по инвалидности не облагаются налогом совсем; это означает, что каждый доллар прямых расходов на эти цели на самом деле весомее, чем в случае отсутствия налоговых льгот.
Государство также перераспределяет доход под видом программ субсидий и квот. Программы помощи сельскому хозяйству на деле перераспределяют доход в пользу фермеров. Квоты на импорт нефти перераспределяют доход в пользу владельцев нефтяных запасов. Это квотирование аргументируется необходимостью обеспечить энергетическую независимость Соединенных Штатов; тем не менее перераспределительный эффект является одним из первостепенных его результатов, и он мог явиться действительным мотивом для принятия соответствующего законодательства.
Государственные расходы на закупку товары и услуг также имеют свои перераспределительные последствия. Так, к примеру, субсидии городским автобусным службам могут помочь бедным, тогда как субсидии на пригородные железнодорожные перевозки могут оказывать помощь среднему классу. Как мы увидим в последующих главах, оценка перераспределительных последствий любой программы, будь то расходы, налоги, регулирование, — задача чрезвычайно трудная.
Journal information