Субсидирование кредитов. Когда государство обеспечивает предоставление кредитов по ставке процента ниже рыночной, на деле оно субсидирует кредит.
Есть все основания полагать, что высокая рыночная ставка процента, касающаяся некоторых групп заемщиков, точно отражает рыночные оценки риска их кредитования. Предоставляя государственные гарантии, позволяющие таким заемщикам получать кредит по ставке ниже рыночной, государство тем самым фактически предоставляет им скрытые субсидии. Так, к примеру, скрытые субсидии на займы для получения образования, сделанные в 1960-е и 1970-е гг., только сейчас становится явными, по мере того как многие из тех, кто тогда занял деньги, воспользовавшись государственными гарантиями, оказываются неспособными возвратить займы.
Так как государство не несет прямых текущих бюджетных расходов, гарантии по займам являются более гибкими (по крайней мере, в краткосрочном плане) методами субсидирования отрасли.
Когда компания "Крайслер" была на грани банкротства в 1979 г., государство гарантировало ее займы. Хотя казалось, что "Крайслер" была в состоянии выполнить свои долговые обязательства, гарантия по займу явилась для нее серьезной субсидией. Поскольку "Крайслер" выполнила свои долговые обязательства, правительственная гарантия не повлекла каких бы то ни было государственных расходов. Вместо этого реальной ценой такого шага было только сокращение кредитов другим фирмам (возможно, более прибыльным).
Большая часть деятельности государства по предоставлению займов во многих случаях выросла в ответ на неспособность частных рынков обеспечить кредит на разумных условиях. Государственные программы кредитования (будь то прямые займы или гарантии по займам) доступны фермерам, домовладельцам, малому бизнесу, экспортерам, судостроителям, коммунальным службам и иностранным государствам.
Чтобы количественно оценить роль федерального правительства в воздействии на движение капитала между кредиторами и заемщиками, полезно сравнить чистые ссуды под эгидой федерального правительства с общей суммой чистого кредита в Соединенных Штатах.
Ежегодные ссуды под эгидой федерального правительства представляют собой разницу между суммой прямых и гарантированных федеральными властями займов по состоянию на начало и в конец года. В 1986 г. она равнялась 129 млрд дол. Общая сумма чистого кредита есть чистый прирост активов всех американских инвесторов. В 1986 г. он был представлен суммой 889 млрд дол. Соотношение между федеральными и поддержанными федеральными властями ссудами и суммой всех ссуд, таким образом, было равно 14,5% в 1986 г. Это ниже пика 22,6% в 1980 г. (см.: Special Analysis: Budget of the United States Covernment, Fiscal Year 1988. P. F-30.)
Эти соотношения должны использоваться с осторожностью, так как в них не проводится различие между ценой доллара в займе, предоставляемом по рыночной ставке процента или близкой к ней, и федеральными ссудами, которые содержат большую скрытую субсидию. Полный масштаб влияния федеральных властей на распределение кредита между избранными заемщиками зависит от размера субсидии, заложенной в федеральных или поддерживаемых федеральными властями ссудах.
Journal information