Top.Mail.Ru
? ?

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Flag Next Entry
О Музыке в контексте Общей Теории Всего :-)
bigstonedragon
ИзвЕните, но страсть как люблю писАть много букоф :-). Вот и опять выдал их – под катом :-)


Будучи студентом, в попытках разобраться, чем же именно так влечет меня музыка, что она дает «Уму» («Сердца» я в те времена не признавал :-) ), выработал для себя теорию, что ценность любого произведения, будь оно хоть художественным, хоть научным, определяется тем объемом информации, которую оно может донести до слушателя (зрителя, читателя).
Применительно к музыке, это могло означать только одно – чем менее мелодичным является опус, чем сложнее его структура, тем он лучше :-)))
Такой вывод заставил меня переслушать весь доступный в Совке музыкальный авангард – а доступно было, увы (или к счастью :-) ?) не так много. И скрепя сердце (точнее – ум :-) ), пришлось признать – среди атональной музыки подлинных шедевров не только не больше, но, скорее всего, даже и меньше, чем среди музыки мелодичной. Хотя «Скрипичный концерт» Альбана Берга или «Реквием» Роберта Фриппа я и по сей день отношу к числу величайших достижений Человеческого Духа.

Но есть и иная Музыка – и ее не в пример больше – та, которую Разумом постигнуть никакой возможности, на мой взгляд, нет.
Об одной из видов такой музыки – той, которую я условно назвал «сентиментальной» - я уже писал. Сегодня хочу поболтать насчет другой, которую я условно называю «квази-примитивистской». Эта музыка отличается тем, что строится, на первый взгляд (но только на первый!), на бесконечном повторении одной и той же простой музыкальной фразы.

Высочайшие вершины в этом жанре, на мой взгляд, были покорены «СвЕнцовым дирижаблем» в таких произведениях, как, к примеру, «Кашмир». Не могу также не упомянуть и «Xorcist»’а с его «Пауком» и рядом других, в целом недооцененных, на мой взгляд, творений.

Однако, как и в «амелодичной» музыке, ключевую роль в том, чтобы привить мне вкус к «квази-примитивистской» музыке, сыграл Роберт Фрипп. Уникальный инструментальный проигрыш в композиции «Starless» (из альбома «Red», если не ошибаюсь) строится на бесконечном повторении – правда, с изменением темпа и громкости – одной и той же последовательности из трех нот, которая служит аккомпанементом к гитарному соло, состоящему (sic!) и вовсе из одной-единственной ноты! В «Кашмире», по крайней мере, хотя бы мелодия, идущая на фоне квази-монотонного аккомпанемента, была достаточно сложной. Но полное отсутствие мелодии как таковой не мешает «Starless» быть произведением высочайшего уровня, создающим удивительный по силе эмоциональный накал.
Аналогичный эффект могут создавать, на мой взгляд, разве что еще индийские классические раги – при «правильном» исполнении. Но вот с этим, увы, проблема. В совковые времена был у меня диск… Но увы, в нонешние времена CD всяких его переиздания, увы, так и не нашел. А запомнить имена и названия… Это под силу разве что профессиональным переводчикам с санскрита. :-)

Я б, возможно, и вовсе счел, что эти воспоминания об индийской музыке – просто абберация зрения (слуха :-) ), вызванная удаленностью во времени. Но нет! Во время поездки по Индии (не в такие уж далекие времена – всего 6 лет назад) в обычном гостиничном ресторане в Агре вновь услышали - в качестве всего лишь «аккомпанемента» к обеду! – ту же потрясающую Музыку. Удивительная страна Индия.
Кстати! Сейчас ведь как раз РОВНО 6 лет с момента нашей туда поездки. Хороший повод предаться приятным воспоминаниям. Чем я, пожалуй, и займусь :-)))


promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 42
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
А что ты понимаешь под объёмом информации? Это - информация о чём? Это -только мысли или ещё что-то?

Угу, если толкнуть "музыкальный архиватор" на "Лунную сонату" - пожмется ничуть не меньше, чем Ирина Салтыкова. А вот какофонический трэш зато - deflated 2%... :)

"строится, на первый взгляд (но только на первый!), на бесконечном повторении одной и той же простой музыкальной фразы"

а знали б вы, как часто этим попрекают Раммштайн... :) Почему-то при этом именно из-за квазипримитивизма всякие критикуны выделяют раммов из рока. А я всегда говорила на такие заявы - "включите ледов, и услышите то же самое". Похоже, у нас снова сходятся мысли %)

  • 1