Я тут о страсти не случайно вспомнил. Дело в том, что вот уж третий день подряд переслушиваю альбом, который, что называется, ни уму, ни сердцу, по крайней мере, на первый взгляд, но привязался он ко мне вот уж четверть века назад – и никак отвязываться не хочет. Речь идёт об альбоме Роджера Уотерса «Pros and cons of hitch-hiking», название которого, как я помню, мы, будучи студентами, почему-то перевели как «За и против женитьбы на деревенщине» - наверно, ввиду отсутствия в тогдашнем издании Словаря Миллера термина «hitch-hiking». И посвящен альбом этот как раз «тёмным аллеям», тёмным сторонам человеческой страсти. Сексу как наркотику, как всепоглощающему мраку, когда мужчина теряет способность мыслить иначе, как «грешным делом», и забывает о существовании мира за пределами «sweet crave» своей женщины.
Возможно, я просто никогда не интересовался специально такого рода музыкой, но за всю жизнь мне лишь дважды встретились настолько адекватно переданные музыкальными средствами ощущения от оргастического экстаза, ощущения, испытываемые человеком, охваченным, что называется, «звериной страстью» – это второй акт «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера – и «Pros and cons of hitch-hiking» Роджера Уотерса. Текст песен (арий) в данном случае совершенно не важен – у Уотерса он и представляет собой что-то уж совсем несуразное – но слова в данном случае и не важны, они как-то проскакивают мимо ушей. Музыка тоже, если пытаться подходить к ней с разумной точки зрения, как-то восторга не вызывает… Но она обращается непосредственно к каким-то очень глубинным, тёмным слоям нашей психики, «сумраку подсознания, серо-каменному подвалу», как пел Макаревич, к тем слоям, которые обычно наглухо запечатаны напластованиями логики и культуры. Есть в этом что-то от запретного приёма, игры с огнём; желание вновь и вновь слушать такую музыку есть ни что иное, как искушение, испытание самого себя: а поддашься ли ты на сей раз этому звериному началу в себе, или вновь устоишь?
В кино есть очень удачный образ этого «тёмного подсознания», к которому аппелируют Уотерс и Вагнер: образ Тёмного Феникса в третьей части «Людей Х». За этот образ, удивительной художественной силы и удивительно адекватно переданный на экране, я готов простить создателям этого комикса все огрехи, какие ни есть в их эпопее.
Уотерс, конечно, далёк от того, чтобы подняться до художественных высот «Тёмного Феникса». И не хватает ему решимости, чтобы завершить свою музыкальную картину, как то и должно бы на самом деле быть в такой ситуации, апокалиптическим завершением, всеобщей гибелью. Альбом заканчивается на оптимистчино-сентиментальной ноте, в которой предшествующая надрывная мелодика оказывается побеждённой и отступает вдруг на задний план, затихает, вновь загнанная куда-то в тёмные глубины….
Уф, что-то уж очень «многабукаф» у меня вдруг написалось «на заданную тему». Сам не ожидал.
Так что хватит, пожалуй этих самых «букаф». И давайте я лучше проиллюстрирую сказанное парочкой песен из этого самого Уотерсовского альбома.
So we fly away to the country,
To feel the wind in our hair,
To feel the power of our engine,
To feel the thrill of desire…
(Учтите только, что первую и вторую песни следует слушать вместе, не делая паузы; к сожалению, сливать 2 песни в 1 файл я пока не умею :-( )
Journal information