Несовпадения во мнениях возникают из-за того, что одна или другая сторона (или обе) оказываются неспособными в полной мере предвидеть последствия государственной политики. Мы уже указывали на несколько таких примеров: контроль над арендой, когда его приверженцы не сумели принять во внимание последствия этой политики для предложения жилья в аренду, или в случае с Программой бесплатной медицинской помощи, когда некоторые экономисты не смогли предусмотреть резкое увеличение расходов на медицинское обслуживание престарелых.
Более ранним примером неспособности продумать все результаты государственной политики был налог на окна, который был принят в Англии в 1696 г. В то время окна были роскошью, и богатые люди имели в домах больше окон, чем бедняки.
В те времена чисто технически было бы трудно определить подоходный налог; у государства не было возможности убедиться в том, каков был доход каждого. Таким образом, пооконная налоговая база могла бы служить хорошим показателем платежеспособности. Считалось, что те, кто мог позволить себе иметь много окон, заведомо были более способными платить налоги. Другими словами, количество окон могло бы служить справедливой для всех налоговой базой.
Безусловно, в намерения тех, кто справедливо распределял налог, не входило желание оставить жилища без окон, но именно это явилось одним из результатов введения такого налога. Чтобы избежать налогообложения, люди строили дома с меньшим количеством окон. Налог привел к плохому освещению домов.
В следующих главах мы часто будем указывать на то, что реальные последствия государственной политики заметно отличаются от предполагаемых результатов. Как отдельные лица, так и фирмы обязательно отреагируют на любые изменения в налогах и в другой государственной экономической политике, и эти ответные действия долгосрочного характера нельзя упускать из виду. Более того, в результате этих поправок налог или субсидия на одни товары могут иметь последствия для других. Любое значительное изменение в налогах, вероятнее всего, отразится на всей экономике. Хотя многие из частных последствий могут быть малы, в сумме, когда все результаты приняты во внимание, эти опосредованные, непрямые отзвуки могут действительно быть серьезными.
Экономисты соглашаются, что, оценивая экономическую политику, нужно принимать во внимание все ее последствия. Тем не менее они часто не согласны друг с другом в вопросе о том, как ведет себя экономика, и, следовательно, в понимании того, каковы будут последствия государственной экономической политики.
Обычный путь, найденный наукой для апробации конкурирующих теорий и поведения системы, — постановка эксперимента. При благоприятных обстоятельствах его результаты подтвердят предположения только одной теории, отвергая другие. Но обычно экономисты не имеют возможности для проведения подобных экспериментов, а исторические свидетельства часто не позволяют нам устранить несовпадения во взглядах в вопросе о поведении экономики.
Укажем несколько областей, наиболее существенных с точки зрения разногласий при оценке последствий экономической политики:
1. Уровень конкуренции в экономике. Это один из общих источников разногласий среди экономистов. В большинстве случаев в этой книге мы 'будем исходить из того, что уровень конкуренции в экономике чрезвычайно велик, что в каждой отрасли существует много фирм, активно конкурирующих друг с другом. При этом:
• каждая из фирм по отношению к рынку слишком мала, чтобы оказать влияние на цены;
• не существует препятствий для вхождения в отрасль, таких, которые при условии существования выгодных возможностей в данной отрасли нельзя было бы легко преодолеть.
Лишь немногие экономисты считают, что для любого сектора экономики названные допущения обоснованны, но многие полагают, что понимание, которое достигается путем анализа экономики с высоким уровнем конкуренции, достаточно для уяснения результатов государственной экономической политики.
Большинство экономистов также соглашаются, что существуют некоторые отрасли, недостаточно описываемые конкурентной моделью, и что анализ результатов налогообложения в этих отраслях требует рассмотрения того, как функционируют монополии (в отраслях с единственной фирмой) или олигополии (в отраслях с немногим количеством фирм).
Но существуют и другие экономисты, такие как Джон Кеннет Гэлбрейт из Гарварда, которые полагают, что экономика в основе своей не допускает высокого уровня конкуренции. Такие экономисты уверены, что в большинстве отраслей промышленности доминируют три или четыре крупные фирмы, что, хотя они могут серьезно конкурировать в некоторых направлениях, например в попытках разработки новых продуктов, в других сферах, таких как ценовая политика, часто существует негласное соглашение. По их мнению, традиционная конкурентная модель, вероятнее всего, дает искаженные результаты. Они утверждают, что соответствующая модель должна принимать во внимание ограничения на уровень конкуренции.
Мы не можем разрешить эти разногласия, но способны показать, как и когда различные точки зрения ведут к разным выводам.
2. Размер ответной реакции экономики. Даже когда экономисты единодушны в оценке |характера ответных действий, которые вызываются определенной экономической политикой, они могут не прийти к одинаковому мнению при рассмотрении силы этой реакции.
Так, они могут согласиться, что уменьшение подоходного налога будет побуждать индивидуумов работать упорнее, но некоторые могут считать, что влияние, по всей видимости, будет мало, тогда как другие могут полагать, что оно будет серьезным. Это явилось одним из источников дебатов о последствиях снижения налога президентом Р.Рейганом в 1981 г. Поборники снижения налога считали, что более низкие ставки налога так подстегнут экономику, что в действительности налоговые поступления возрастут. Критики же соглашались, что снижение налога может дать такой толчок экономике, но утверждали, что увеличение национального дохода, видимо, будет настолько малым, что налоговые поступления снизятся (См., напр.: Fullerton D. On the Possibility of an Inverse Relationship between Tax Rates and Government Revenues // Journal of Public Economics. October 1982. P. 1—22). Это снижение, по их мнению, привело бы к большому дефициту государственного бюджета, которое имело бы вредные последствия для экономики. Как оказалось, в краткосрочном плане реакция экономики была даже менее заметной, чем предсказывали некоторые из критиков рейгановской программы.
Хотя одной из центральных задач современной экономической науки является установление силы ответной реакции, скажем, капиталовложений — на налоговые скидки на инвестиции, потребления — на изменение ставок подоходного налога, сбережений — на увеличение процентных ставок и т.д., к сожалению, множество исследований, использующих разный набор данных и различные статистические методы, приводит к неодинаковым выводам. По мере того как экономисты будут располагать большей информацией и будут разрабатываться лучшие методики анализа ограниченных доступных сведений, некоторые из этих разногласий, возможно, будут устранены.
Journal information