?

Log in

No account? Create an account

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Стиглиц-002
bigstonedragon
ГОСУДАРСТВО НЕ ВСЕСИЛЬНО


Подобно тому как несостоятельность рынка привела к разработке большинства государственных программ 1930 — 1960-х гг., в 1970-е гг. недостатки этих программ заставили экономистов и политологов исследовать несостоятельность государства. При каких условиях программы не работали успешно? Была ли несостоятельность государственных программ чисто случайной или она явилась предсказуемым результатом, вытекающим из внутренней природы государственной деятельности? Можно ли извлечь уроки для разработки программ на будущее?

Существуют четыре основные причины систематической несостоятельности государства в достижении поставленных целей:
• его недостаточная информированность,
• ограниченные возможности контроля над реакцией частного сектора на его деятельность,
• ограниченные возможности контроля над бюрократией и, наконец,
• ограничения, налагаемые политическими процессами.

1. Недостаточная информированность государства. Результаты многих действий трудны для осознания и непредсказуемы. Когда федеральное правительство приняло программу обновления городов, оно не ожидало, что это решение могло повести к уменьшению предложения жилья, доступного для бедных. [ОТ СЕБЯ: и почему мне при чтении этого абзаца всё время вспоминается «Национальный проект «Доступное жильё»»?!] Соответственно правительство не ожидало резкого увеличения расходов на медицинское обслуживание престарелых, которое последовало за принятием Программы медицинской помощи престарелым. [ОТ СЕБЯ: и-эх, почему не читали Стиглица те, кто занимался реформированием системы здравоохранения на постсоветском пространстве?!]

2. Ограниченные возможности контроля над ответной реакцией частного сектора. Государство располагает лишь ограниченными возможностями контроля над последствиями своей деятельности, в частности, при демократии, подобной нашей. Когда власти Нью-Йорка приняли решение о контроле над арендной платой, многие сторонники этой меры проглядели тот факт, что квартиры предлагались отдельными лицами, которые могут обратиться к другим инвестиционным возможностям, если доходы на их инвестиции упадут. Таким образом, приверженцы контроля не смогли предвидеть, что предложение жилья в аренду уменьшится, а качество услуг, предлагаемых владельцами земли, ухудшится. …

3. Ограниченные возможности контроля над бюрократией. Конгресс, власти штатов и муниципалитетов лишь разрабатывают законодательство. Применение этого законодательства относится, как правило, к компетенции одного из государственных агентств. При этом действенность применения законодательства зависит от того, насколько качественно будут разработаны различные инструкции и правила его применения.
Например, когда конгресс принял закон о защите окружающей среды, его намерение было определенно — сделать так, чтобы фирмы не загрязняли окружающую среду. Но технические детали, в частности определение допустимого уровня загрязнения для различных отраслей промышленности, были оставлены на усмотрение Агентства по защите окружающей среды (АЗОС). В течение первых двух лет рейгановской администрации возникали многочисленные нарекания в адрес АЗОС из-за ненастойчивого обнародования и проведения им в жизнь этих мер, что, по сути, сводило на нет стремления конгресса.
Во многих случаях неудачи в реализации идей конгресса не являются следствием целенаправленных попыток игнорировать его желания, но оказываются результатом неоднозначности самих намерений конгресса. И здесь возникает еще одна проблема — добиться того, чтобы администраторы, обязанность которых состоит в выполнении закона, сделали бы это безукоризненно и эффективно. Как основным объектом исследования обычной экономики является анализ мотивов деятельности частного сектора, так одним из предметов изучения в нашем случае оказывается анализ мотиваций в государственном секторе: что заставляет бюрократов действовать так, как они действуют?

4. Ограничения, налагаемые политическими процессами. Даже если бы государство, выбирая между всеми возможными действиями, было превосходно информировано об их последствиях, выбор конкретных мер с учетом политической реальности создал бы дополнительные трудности. Государственная деятельность затрагивает многих, но решения принимаются только ограниченной группой лиц — выборными представителями. Те, кто принимают решение, должны быть осведомленными о предпочтениях своих избирателей и способными находить какие-то способы их совмещать или выбирать между различными предпочтениями. Часто без достаточных оснований утверждается, что государство ведет себя непоследовательно. В гл. 6 мы покажем, что при определенных обстоятельствах такая непоследовательность — естественное следствие демократического принятия решений. Более того, наш политический процесс есть реальность, в которой те, кто избирается для заботы об интересах общества, иногда имеют стимулы действовать на благо групп с особыми интересами. Итак, неспособность политиков выполнять то, что, казалось бы, должно быть в интересах общества, оказывается не только результатом алчности или недобросовестности небольшой группы своенравных политиков, но, возможно, непременным следствием функционирования политических институтов в демократических обществах. Этот взгляд особенно обосновывался Дж. Стиглером. См., напр.: Theory of Regulation // Bell Journal, Spring 1971, P. 3—21.

Критики государственного вмешательства в экономику считают, что упомянутые четыре источника несостоятельности государства достаточно серьезны, чтобы государство воздерживалось от попыток компенсировать приписываемые рынку недостатки. Но даже если кто-то не соглашается с этим выводом, признание названных четырех ограничений государственной деятельности есть предпосылка выработки успешной государственной стратегии.

* * *


Надеюсь, что уже эти, первые 4 страницы из 600 страниц монографии Стиглица, должны были заинтересовать всех, кто недоволен окружающей нас действительностью и тем, как решаются дела в нашей Думе, Правительстве и государстве в целом. Всё ведь уже давно исследовано. Просто результаты исследования, возможно, приходятся по нраву далеко не всем. Причем не только в России, но по всему миру: Стиглиц неугоден оказался практически всем власть имущим.

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Да, интересно, именно с точки зрения исследования моих любимых глобализации/децентрализации. Впрочем, к нашему псевдогосударственному образованию все эти вещи практического отношения не имеют.

  • 1