bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Война и мир

Итак, пока впечатления ещё свежи.
Говорят, что, работая над «Войной и миром», Прокофьев подготовил музыкального материала на десятки часов сценического действа. И в связи с этим дал позволение будущим постановщикам самим выбирать, какие сцены включать в свой спектакль, а какие – выбрасывать.
Если это и в самом деле так, то можно представить, сколь велико у театра – тем более, обладающего опытом постановки вагнеровской Тетралогии – искушение сделать ещё один «оперный сериал», растянутый на много-много вечеров.
И сколь же велика заслуга Андрея Кончаловского, сумевшего скомпоновать живой, динамичный, захватывающий спектакль из, давайте уж честно признаемся, нудного, затянутого, рыхлого и пафосного романа-эпопеи!
Опера состоит из двух действий – условно говоря, «мир» и «война» соответственно. И это – ещё одно очень правильное решение, потому как контраст двух «половинок», соединённых в единый спектакль, показываемых не в течение нескольких вечеров, а подряд друг за другом, необычайно выгодно подчёркивает достоинства той и другой части и нивелирует их недостатки. Нет сомнений, что по отдельности они смотрелись бы куда хуже: запомнились бы не столько яркие музыкальные и художественные образы, сколько гламурность первой половины и пафосность второй. Но при таком вот «единстве противоположностей» эти самые «гламурность» и «пафосность» начинают звучать не сами по себе, а как намеренно заострённые антитезы, прекрасные именно благодаря своему единству.
Ещё одна гениальная находка Кончаловского – это куполообразная вращающаяся сцена и грамотное использование современных технических достижений. Каждое действие – это 7 картин, динамичных и кратких, и если использовать традиционную технику смены декораций, то, наверно, на каждые 5 минут оперного пения пришлось бы 10 минут «простоя» на смену декораций. Вращение сцены и использование опускающихся сверху элементов декораций придают энергичную динамику действию, гармонирующую с эмоциональной и напористой музыкой Прокофьева.
Увиденная опера – едва ли ни первый случай, когда достаточно абстрактные декорации кажутся уместными, красивыми и не режут, а наоборот, радуют глаз. Художнику-постановщику Георгию Цыпину удалось найти вполне адекватные решения для всех практически сцен оперы. Быть может, некоторый перебор ужасов в военных сценах; но на фоне прочего – я ему это всё простил :-)
Музыка Прокофьева, не устану это повторять, как всегда, великолепна. Удивительная гармония многоголосия в «мирных» сценах, потрясающе эмоциональные хоры в сценах «военных», и, наконец, заглавная тема, призрачный вальс, впервые прозвучавший на Первом Балу Наташи Ростовой; тема, определяющая сюрреалистический характер происходящего, подчеркивающая нереальность, оторванность от нас, грешных, этого мира Гламура, описанию жизни и крушения которого и посвятил свою эпопею Толстой. Зловещий вальс, словно предопределяющий тот фатум, который постигнет всех участников сцены бала. Воистину Waltz of Fate.
Не могу не упомянуть здесь и об удачном пространственном решении сцены Бала, точнее, именно самого Вальса – когда пары вдруг замирают, но сама сцена начинает вращаться, и на фоне этой кружащейся в полутьме сцены происходит диалог Наташи и Андрея.
И тогда уж сразу и об актёрах. Да, именно, не просто о певцах и певицах, а именно об актёрах! Они не поют – они живут на сцене, делая происходящее психологически убедительным, заставляя нас не просто наслаждаться пением, но сопереживать героям и следить за происходящим на сцене. Андрей (Алексей Марков) – с его голоса начинается вся опера, и это было крайне важно, что голос этот был настолько сильным и красивым! Наташа (Карина Чепурнова) – просто удивительно, как может так быть, что эта хрупкая, красивая девушка обладать настолько мощным и чистым оперным вокалом!
И в целом, пожалуй, впервые за последние годы на сцене не оказалось ни одного певца, кто бы «не дотягивал» свою партию, чей голос терялся на фоне оркестра и хора. Не о ком критических слов сказать! Одни лишь восхищённые восклицания.
Ну, а самое главное – опера оказалась не просто красивой, но очень неоднозначной по идейному содержанию.
Я уж не говорю о том, что для запутавшихся в гламурных интрижках героев война оказывается самым простым и адекватным выходом из положения. Так и хочется сделать насмешливый вывод: «Хочешь жить счастливо – сожги Москву и прикинься придурком»!
Что произвело, однако, на меня наиболее сильное из идейного содержания спектакля впечатление – это то, что, казалось бы, ура-патриотические сцены Второго действия на самом деле не создают образ героической борьбы народа против захватчиков, а, скорее, рисуют нам чудовищное зрелище «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Музыка Прокофьева в самые пафосные моменты становится настолько жуткой и звучит настолько злободневно, что скорее заставляет вспомнить Кинг Кримсона с его чернушными рок-сюитами, чем классическую мелодику опер. Это ощущение жути ещё и многократно усиливается соответствующими декорациями Цыпина и костюмами Татьяны Ногиновой. Даже партизаны, спасающие Пьера Безухова, предстают скорее какими-то полумедведями-полулешими, от которых хочется поскорее сбежать и спрятаться. В целом вместо единения русского народа в борьбе с французами мы видим, скорее, как в результате нападения гламурных французских элоев на гламурных российских элоев откуда-то из подземелья (из-под сцены!) вылезают дикие полубезумные морлоки, и пожирают и тех, и других… На этом фоне борьба Кутузова за сохранение армии предстаёт как попытка спасти хоть часть российских элоев путём направления «бессмысленной и беспощадной» ярости морлоков в нужном ему, Кутузову направлении. И ведь в этом Кутузов преуспевает!
В результате финальный патриотический гимн, прославляющий Кутузова, вызывает явные ассоциации со сценой из Копполовского Апокалипсиса Сегодня, когда толпа диких вьетнамцев падает ниц перед вновь обретенным белым диктатором.
Правда, оптимистичный Апокалипсис на этом не закончился, и Белый Диктатор не пожелал царствовать в джунглях, а вернулся в мир Гламура; что было дальше с Кутузовым – опера умалчивает.
Такие вот неоднозначные, но очень сильные впечатления остаются от мариинской постановки. Красота и ужас, лирика и эпос, реализм и фантасмагория, гламур и дикость… Буря и натиск. Война и мир!




Картинки отсканированы из рекламного буклета Мариинки. И ещё картинка с официального сайта Мариинки:
Tags: Музыка
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments