Вот, в некоем обсуждении в ЖЖ у katoga (http://katoga.livejournal.com/845100.html?thread=21058604#t21058604) юзер egika пишет:
До конца 1940-х мусульман в Европе практически не было или было совсем немного (больше всего во Франции – 120 тыс. в середине 1920-х гг.) (http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=12275).
В 2003 году число мусульман в Европе составляло несколько десятков миллионов человек. Из них во Франции проживало 5,98 млн. человек, в Германии - 3,2 млн., в Великобритании - 1,48 млн., в Голландии - 870 тысяч, в Бельгии - 370 тысяч, в Австрии - 180 тысяч, в Греции - 170 тысяч, в Дании - 160 тысяч, в Португалии и Норвегии - по 50 тысяч, в Польше - 40 тысяч, в Словении - 30 тысяч, в Чехии - 20 тысяч, в Латвии, Финляндии и Эстонии - по 10 тысяч (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0227/gazeta031.php).
Только с 1989 по 1999 год численность мусульман в Европе выросла в 2,5 раза (в Дании за последние 30 лет их количество увеличилось в семь раз), и сегодня мусульманское население составляет около 5% от общей численности. Однако в крупных городах эта цифра уже достигает 25%, а среди молодежи - 40%. При этом рождаемость среди мусульман в три раза выше, чем у представителей других религий. По прогнозам, доля мусульман в Европе к 2050 году может составить треть или даже половину населения.
Как следствие, уже сейчас в некоторых европейских странах: демонстрация национального флага страны приравнивается к оскорблению мусульманских иммигрантов и может быть наказана штрафом; мусульманам объясняют по-арабски, что местное население - вовсе не второсортные граждане и тоже имеют права человека; государство финансирует переезды местного населения в районы, где они будут в безопасности от нападений мусульманских сограждан; государственные займы соответствуют шариату.
С 80-х годов XX века для Франции становятся характерны всё более массовые проявления исламской религиозности со стороны иммигрантов и их детей, причём особенно явно это проявилось в школах, куда мусульманские девочки приходили в традиционных мусульманских платках — хиджабах. Ещё в 1989 в одной из парижских школ две 14-летние девочки отказались сменить хиджабы на светскую одежду, как того требовал устав учебного заведения. С тех пор у них появились тысячи последовательниц, многие из которых ради своих религиозных убеждений вообще отказывались от светского обучения (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC).
А вот что сами мусульмане говорят об интеграции в европейское общество:
...Конечно, существуют и некоторые сложности. Наиболее серьезные из них касаются того, как нам воспитать своих детей полноценными мусульманами. Многие из нас приехали на Запад в одиночку, или семейными парами. Оттого у наших детей нет здесь дядь, теть, дедушек, бабушек или двоюродных братьев и сестер. Раньше здесь было не найти полноценных исламских школ или воскресных и вечерних курсов для детей. Поэтому тебе самому приходилось учить своих детей и давать им исламское образование. Но сейчас ситуация меняется к лучшему, но нам все еще предстоит решить много проблем (http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=228).
Кстати, Париж в 2005-м жгли алжирцы как минимум в 3, а то и в 4 поколении. А негры в США, потомки тех, кого вывезли из Африки 200 лет назад, до сих пор поклоняются вуду.
Резюмируя: численность мусульман в Европе стремительно увеличивается (в одной только Франции за 50 лет - со 120 тысяч до 6 млн), они навязывают европейцам свои законы, обычаи и порядки. Что это, как не вытеснение? Мусульмане не интегрируются в западное общество, они - совершенно сознательно и планомерно - прогибают его под себя. К сожалению, весьма успешно.
Оптимисты в лице anna_rulevskaya отвечают:
…Всё это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Понятно, что первое поколение этих мусульман-иммигрантов еще вовсю будет отстаивать свою идентичность. Второе, пожалуй, тоже, хотя и не так активно. Но вот уже третье... Вы можете себе представить ребенка, родившегося и выросшего в Лондоне, Париже или Стокгольме уже от таких же, родившихся там родителей году эдак в 2020? Даже если его предки приехали из Сомали, он уже сомалийцем не будет. Он будет европейским мусульманином. Я даже таких уже видала в том же Лондоне. Ничем особенным они от остальных не отличаются. Ну, религия другая, подумаешь? Но при этом 80, если не 90% ценностей у них с англичанами уже общая. Человек, выросший, как ни крути, в терпимом обществе в случае глобального конфликта (мне хочется верить) встанет на сторону этого общества, а не наоборот. Да и вообще все те, кто решаются на эмиграцию, а не покорно следуют судьбе жить и умереть так же, как это делали поколения до них, уже являются особенными людьми, способными к трансформации и переменам.
Я считаю, что европейские страны делают правильно, интегрируя этих людей в свое общество. Они уже поняли, что процесс этот неизбежен. Да, через 50 лет среди граждан Швеции будет меньше блондинов и больше ярких брюнетов. Но любой нации необходима свежая кровь, это закон генетики.
Но какая-нибудь юная французская гражданка арабского происхождения в будущем, посещавшая светскую французскую школу (на специальные религиозные у всех все равно денег не хватит), неужели она вдруг начнет бороться против этой страны за какие-то непонятные и давно неактуальные для нее идеалы? Едва ли. …
Есть и другая тенденция. Ислам, как и любая другая религия, развивается и модернизируется, это неизбежно.
Хотелось бы мне верить оптимистке anna_rulevskaya. Но вот только действительно ли европейцы «интегрируют этих людей в своё общество»? действительно ли «ислам развивается и модернизируется»?
Да и что все так зациклились на исламе? А что, разве, скажем, индуизм менее опасен? Особенно с учетом наличия у Индии ядерного оружия?
ВОПРОС: происходит ли вымирание европейской культуры, происходит ли замещение европейской культуры культурами арабскими, индийскими, африканскими?
Попытку осмыслить последствия наблюдаемых событий я уже предпринимал, публикуя пост под заглавием «Нашествие варваров» (http://bigstonedragon.livejournal.com/423933.html), который в свою очередь был лишь ответом на пост acantharia «Новое средневековье» (http://acantharia.livejournal.com/335858.html):
происходящие процессы будут только усугубляться, и скоро наука окопается в труднодоступных оазисах, станет малочисленна и сконцентрируется на сохранении достижений, нежели на производстве новых знаний; искусство станет религиозным (впрочем, это уже наблюдается…); архитектура по большей части станет строительством однообразных избушек, и только важные религиозные и политические постройки будут монументальны и шедевральны.
Если все пойдет по пессимистичному сценарию, то скоро беснующиеся массы пойдут жечь коллайдер и крушить топорами сервера интернета (впрочем, интернет и так почти нацело уже саботирован).
Увеличивается разрыв между «богатыми» и «бедными» - как внутри отдельных стран, так и между странами в целом. При этом беднейшие страны явно начинают просто «выпадать» из цивилизации, превращаясь из государств в «территории варваров» - ну, то же Сомали, скажем. И мало того – «варвары» эти всё больше наводняют собою богатенькие империи; того гляди, повторится судьба Рима!
Разрыв в уровне жизни порождает разрыв в потребностях в образовании. Варварам наука не нужна. Даже если эти варвары переселяются жить во внутренние области Империи. Они смотрят на науку как на принадлежность богатых и изнеженных патрициев и мечтают истребить как патрициев, так и ассоциирующуюся с ними науку (и технологию). Яркий пример – Зимбабве.
…Будут ли военные и впредь пестовать «монастыри», в которых засядут учёные? Или «нашествие варваров» сметёт их? Насколько далеко зашла деградация школьного образования? Есть ли шанс подтянуть новых «варваров» до уровня прежней «элиты» («среднего класса»), или теперь уже неминуема деградация «элиты» до уровня «варваров»?
Вослед ему появилось ещё несколько обсуждений. Во-первых, в ЖЖ у acantharia, в одной из ветвей (http://acantharia.livejournal.com/344373.html?thread=2318389#t2318389) супер-поста «Пути цивилизации» (http://acantharia.livejournal.com/344373.html):
Ниггерам в Африке, да даже нам в Раше не понять, зачем европейцам тратить средства на такую хрень, как борьба со световым загрязнением неба… В то время, пока мы поворачиваем реки и выкачиваем нефть, америкоссы несут светоч демократии, а китайцы скупают Африку, дивные скромные европейцы, притаившись в тени супердержавных экспансионистских боданий, пытаются "прикоснуться к лику господнему" (т.е. открыть Бозон Хиггса) и накормить весь мир бесконечной энергией (ну, не то чтоб совсем бесконечной, но на данном этапе человечеству хватит надолго). Это стагнация? Это вымирание? Это доживание века в "маленьком Эдеме"? Пока мы болтаем о мировом господстве, харчуя на нефти и расставляя флажки на дно СЛО, чтоб присвоить себе побольше все той же нефти, а америкоссы болтают о базе на Марсе, хотя дальше болтовни их работа явно не идет, так как у них нет мотивации лезть на Марс (единственной их мотивацией является все то же бодание с нами за мировое господство), дивнюки и Луну разрабатывать начнут, то топливо для токомака понадобится, и еще и антиграв изобретут, чего доброго о_О. Пока что нам и америкоссам наша деятельность кажется очень полезной, суперпрогрессивной и мегаперспективной. Но продлится это до тех пор, пока мы невзначай не отправим очередные свои беспилотные спутники к Луне и не увидим там на ней тихо копающих себе свой дейтерия европейчиков с япошками. и кто тогда окажется стагнирующим? Мы со своей экстенсивной экспансией, или окопавшиеся в эдеме интенсивные дивнюки, которым свет лампочек мешал любоваться звездами?
Там, конечно, ещё много чего понаписано, причем в данном случае я отвечал с позиций скептика, сторонника теории Заката Европы; однако ж мои аргументы, возможно, менее убедительны, чем те, что приводит в своём посте zttt, с которым я уже спорил с позиций «оптимиста», пытаясь (не без успеха) поднабрать не только статистики, но и мыслей и идей для последующих размышлений на заданную тему (http://zttt.livejournal.com/25788.html):
Что происходит, если рождаемость низкая? Из-за отсутствия естественного отбора происходит накопление в обществе вредных мутаций - генетических болезней, уродств, понижения среднестатистического уровня интеллекта. Но деградация происходит не только на физиологическом уровне, но и поведенческом: снижаются моральные устои, появляются разрушающие политические, религиозные и др. явления. Конечно, при низкой рождаемости снижается конкуренция (борьба за ресурсы), а потому и несколько падает количество бунтов, беспорядков, революций и т.д. - то, что Гумилев называет снижением пассионарности. Оборотная сторона этого снижения - замедление научно-технического прогресса или даже его остановка и деградация. Но в средне- и долгосрочном плане нация с низкой рождаемостью довольно скоро отравляется описанными выше мутациями. В итоге, состояние нации настолько ухудшается, что ее становится способной уничтожить даже дикая, но развивающаяся (с высокой рождаемостью) страна. …
…сокращение населения в Европе потребует совершенно другой политико-экономической модели, которая будет рассчитана на экономический спад. В частности, придется отказаться от пенсий, поскольку сокращающееся число рабочих рук будет неспособно прокормить растущую армию пожилых иждивенцев.
Несомненно, [наблюдаемое] замедление НТП является следствием демографического перехода (и деградации)… Снижение рождаемости приводит как к физической деградации, так и к моральной. Моральная деградация происходит значительно быстрее физической. …
…сокращение населения Европы с соответствующим экономическим спадом по сравнению с другими растущими странами рано или поздно (скорее рано) приведет к геополитическому переделу. В этом случае население Европы не уменьшится, а его уменьшат… В истории человечества сокращение как правило происходило вопреки желаниям народов в виде катаклизмов. Видимо, так будет и на этот раз. …
Естественный отбор и конкуренцию никто не отменял. Все равно останутся народы, активно размножающиеся. Они и станут хозяевами мира через 100 лет.
У меня нет окончательно сформировавшейся позиции по всем этим вопросам. Аргументы есть и за, и против. Я спорил с авторами и за, и против. Каждый раз находились всё более и более убедительные аргументы и за, и против :-)
Проблема-то из всех «глобальных рисков», на мой взгляд, наиболее актуальная. Что всё-таки будет с Европой? Куда мы идём? Потому и захотелось «свести авторов» в одном месте, чтобы попытаться их между собой «столкнуть». Такой вот коварный замысел. Ну, и, по ходу дела, свои собственные позиции прояснить и укрепить.
Ну, и всех кому судьба белой расы небезразлична, к обсуждению привлечь :-)
А закончить я бы хотел весьма пространной, но не поддающейся «обрезанию» цитатой из вельми мною уважаемого Владимира Ивановича Вернадского, в дополнение к тем двум, которые я уже публиковал в global_risk (http://community.livejournal.com/global_risk/26469.html, http://community.livejournal.com/global_risk/26781.html); цитатой, которая придаёт мне оптимизм и даёт силы «позитивно мыслить», несмотря на все ужасы, творящиеся в нашем мире (извините за «многа букаф» :-) ):
«Взрыв» научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе. Ноосфера — биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды, лет процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно в ноосферу, т. е. что в истории народов, ее населявших, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.
Цивилизация «культурного человечества» — посколь¬ку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, — не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.
Этому как будто противоречат весь прошлый исторический опыт человечества и события переживаемого нами момента…. Всем известны многочисленные, не только длительные, остановки в росте научной мысли, но известны и потери на долгие столетия, и разрушения раньше добытых научных достижений. Мы видим временами резко выраженный «регресс», который захватывал большие территории и физически уничтожал целые цивилизации, не носившие в себе самих неотвратимых для этого причин. Процессы, связанные с разрушением римско-греческой цивилизации, на многие столетия задержали научную работу человечества, и множество раньше достигнутого было надолго, частью навсегда, потеряно. То же самое мы видим для древних цивилизаций Индии и Дальнего Востока.
Понятными и неизбежными кажутся отсюда охватив¬шие широкие круги мыслящих людей страх и опасения такого же насильственного крушения в наше время, после мировой войны 1914-1918 гг., одного из величайших проявлений варварства человечества. …Сейчас не только фактически, но и идеологически способом войны является истребление не только вооруженных ее участников, но и мирного населения, в том числе стариков, старух и детей. То, что как идеал отходило в прошлое, морально не признавалось, стало сейчас жестокой реальностью. … Укрепились впервые и получили силу и развитие государственные идеологии, открыто основанные на идее неравенства людей, — неравенства глубокого, биологического. Оно получило форму своеобразной государственной религии или философии, не прикрывающейся идеалом единой религии для всего человечества, равенства всех людей. Война, связанная с истреблением населения, с применением всяких средств для этого, признается государственно правильной. … В Германии, где признаны основой государства гегемония германской расы и расовое государственное равно¬правие, в Италии, где выставляется равноправность рим¬ского гражданина времен Римской империи (его правовое равноправие), в Японии, где признается особое положение Японии в человечестве как государства, «созданного Сыном Солнца». …
Их идеал построен на идеологическом признании биологического неравенства человеческих рас. Их построения не считаются с научными достижениями; философия, обосновывающая их государственные задачи, если нужно, искажает научные достижения или их отбрасывает. Создается неустойчивое положение, могущее вызвать огромные несчастья, но далеко до крушения мировой цивилизации нашего времени. Слишком глубоки ее основы для того, чтобы они могли поколебаться от этих событий, потрясающих современников. Кажется даже, что в этом круговороте людского несчастья она ещё больше растет и заключает в себе самой средства для прекращения попыток укрепить варварство.
Необходимо сейчас принимать во внимание обстоятельства, которые раньше никогда в человеческой истории не существовали в такой степени. Переживаемое не может быть длительным и прочным и не может остановить наблюдаемый нами переход биосферы в ноосферу, но, может быть, придется пережить попытку варварских войн, борющихся с силой, явно неравной. …
Следующие явления наблюдаются и заставляют думать, что страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания.
Во-первых, никогда не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, — с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений. Сношения могут происходить мгновенно и громко оглашаться для всех. Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров. Передвижения и переносы вещей могут быть теоретически ускорены в любой степени, и темп их быстро растет, как никогда раньше.
Во-вторых, никогда в истории человечества интересы и благо всех, не ставились реальной государственной задачей. Народные массы получают все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и общественных дел. Впервые реально поставлена и уже не может сойти с поля зрения борьба с бедностью и ее последствиями (недоеданием) как биологически научная и государственная техническая задача.
В-третьих, впервые поставлена как такая же задача проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества.
Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. …
Все сказанное выше указывает, что реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации, которые сейчас как будто выступают на видное место. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу.
(В.И.Вернадский, «Научная мысль как планетное явление», 1944 г.)
Кросс-пост в global_risk; комментарии можно оставлять и здесь, но лучше - там: http://community.livejournal.com/global_risk/27411.html
Journal information