bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:
И ещё из интересных публикаций во френд-ленте, очень созвучных моим собственным мыслям: Интервью с Вадимом Межуевым. (http://gertman.livejournal.com/63280.html).
Первой в истории попыткой перехода к универсальной цивилизации стал Древний Рим. Именно Рим поставил своей задачей объединить под своей властью разные народы, опираясь при этом не только на власть силы, но и на власть права. Это была не просто мечта о мировом господстве, владевшая умами многих завоевателей, а именно идея универсальной цивилизации, уравнивающая всех в правах римского гражданина. Её потому и называют иногда «римской идеей».

От себя: почему-то в последнее время очень мало пишут об этом, но ИМХО Римская Империя действительно сильно отличалась от большинства других, возникших путём завоевания соседей близких и далёких. Во всяком случае, я поверил в это в своё время, посмотрев дилогию «Даки»/«Колонна», и выслушав радиоспектакль по роману «Мартовские иды» (который ИМХО был много лучше, чем сам роман, или, по крайней мере, его русский перевод). Во всяком случае, мне почему-то очень хочется верить, что Римская Империя была больше, чем просто очередная империя.
…Как ни парадоксально, в условиях монархической власти, когда культура в значительной своей части была придворной, служила власти и знати, создавались художественные шедевры, пережившие века, а в условиях рыночной свободы почему-то всё больше создаются однодневки. Конечно, свободной придворная культура не была, но заказчики, видимо, обладали достаточно развитым вкусом. Не свобода опасна для культуры, а её коммерциализация, работа исключительно на массовый спрос.

Ну, тут уж и комментировать нечего. Хочется просто поаплодировать
…в результате индустриализации и роста промышленных городов на смену гражданскому обществу постепенно приходит массовое, принципом которого является уже не автономизация, а атомизация индивидов — их объединение в большие коллективы, в которых их личность, индивидуальность не имеет существенного значения… Для массового общества правилом является тезис — «Потребляйте, но повинуйтесь!».
Власть над массами не нуждается в особом идеологическом обосновании. На смену идеологам пришли политтехнологи и имиджмейкеры. Борьба идей сменилась борьбой компроматов.
Голосуют не умом и даже не сердцем, а глазами — отдают предпочтение тем, кто более симпатично выглядит на экране телевизора. Возможно, я сильно сгущаю краски, но нельзя отделаться от впечатления происходящей сегодня примитивизации политической жизни.
Результатом является и примитивизация духовной жизни, ведущая в итоге к снижению уровня культуры. Если от меня мало что зависит в этом мире, если за меня всё решают сильные мира сего, о которых я мало что знаю, зачем мне тогда высокая культура?
…что должно прийти на смену массовой культуре? Эта тема, как мне кажется, — центральная для всей так называемой постмодернистской философской литературы. Массовая культура благодаря техническим средствам связи и информации максимально расширила состав своей аудитории, выйдя за рамки любых национальных территорий и границ.
Одновременно она понизила порог индивидуального участия человека (как творца и потребителя) в этой культуре, обращаясь ко всем сразу, но ни к кому в отдельности.
Можно ли, сохранив планетарный масштаб культурной аудитории, превратить одновременно культуру в способ самовыражения и развития человеческой индивидуальности?
Как, короче, сочетать в развитии культуры её всеобщность, обращённость ко всем и её индивидуальную творческую неповторимость и уникальность? Причём в масштабе не только отдельной нации, но и всего мира? Так я вижу проблему.

На мой взгляд, следует чуток по-другому проблему формулировать: можно ли вернуть «монархический» уровень культуре, не теряя при этом её массовости? Но в принципе, ключевая ИМХО «болевая точка» современной культуры указана верно.
Это всё на ту же тему о «нашествии варваров» и попытках «оцивилизовать» их… Удастся ли нынешняя попытка?
Как раз об этом и Вадим Межуев продолжает:
А что такое человечество? Мы привыкли делить его на разные виды: расы, народы, нации, цивилизации… Но виды в диалог между собой не вступают, предпочитают решать свои проблемы силой. И только тот, кто осознал себя индивидуальностью, способен увидеть и в другом человеке такую же индивидуальность, как и он сам, вступить с ним в диалог.
Неспособность быть индивидуальностью, как-то отличать себя от своей группы или вида — источник, на мой взгляд, всех межэтнических конфликтов. Не народы дружат друг с другом, а люди, представляющие разные народы и осознающие себя чем-то большим, чем их собственная группа.
Только на этой ступени можно преодолеть разрыв между цивилизацией и культурой или между обществом и личностью. Можно ли сказать, что современное общество даже в своём самом развитом виде уже дозрело до состояния, в котором большинство людей обрели качество такой индивидуальности?
В отдельных случаях, конечно, да (они и образуют тот круг людей, которых мы считаем людьми высокой культуры), но в массе вряд ли. И препятствием тому служит, на мой взгляд, система общественных отношений, заставляющая людей жить частной, а не индивидуальной жизнью.
Частное — отнюдь не синоним индивидуального. Частник — частичный рабочий или частный собственник — это человек, равный части, продукт общественного разделения труда и собственности.
Как индивидуальность человек равен не части, а целому, как оно представлено во всём богатстве культуры. Творцов культуры — мыслителей, художников, поэтов, людей науки и искусства — никак не назовёшь частниками.
Цивилизация в её западном варианте делит человека на части, утверждает победу частного начала во всех сферах жизни, отодвигая существование индивидуальности как бы на периферию общественной жизни.
Вот почему цивилизация и культура двигались до сих пор как бы по разным орбитам, не стыковались друг с другом. Может ли культура как область индивидуальной свободы стать для цивилизации не счастливым исключением, а общим правилом и законом?
Это и есть вопрос, ответ на который даст только история.

Не знаю, не могу с ходу оценить до конца, но на первый взгляд, тут как раз тот «перпендикулярный» ответ на проблему противостояния «нового варварства» и «дряхлеющей цивилизации», который может оказаться конструктивным для свершения пресловутого «великого перехода» (Great Transition) :-)
Tags: Круг чтения, Общая Теория Всего, Уроки истории, Читая френд-ленту
Subscribe

  • Игра в альтернативы — делай три!

    Последняя серия альтернатив, на сей раз от Jaljustrelka 1. Море, озеро или река? А это смотря для каких целей! Если пляжный отдых – то, конечно,…

  • Игра в альтернативы — делай два!

    Альтернативы от sib_koshik Общекультурный сет: 1. Опера или балет Очень люблю и то, и другое, но выберу всё же оперу. По двум причинам: на опере…

  • Игра в альтернативы — делай раз!

    Ещё аж до своего дня рождения я записался сразу у троих френдов на участие во флэшмобе – тебе предлагается несколько пар альтернатив, и в каждой…

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 42
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments