bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Семитемник-2

Получил уж полгода тому назад от aliss_salut задание-семитемник:
• смерть;
• верность;
• гордыня или дерзание;
• подарок, который запомнился;
• чему бы я ещё хотел научить своих детей;
• моя любимая мелодия;
• что меня восхищает в жене :)))
Обещанного пришлось очень-очень, увы, долго ждать.
Но вот, наконец, готово!
Итак,

смерть.
Итак, о смерти.
Рассуждение это я начинал писать ещё полгода назад - в декабре; и не думал тогда, что вскоре настолько тесно соприкоснусь со смертью. Пусть не со своей, пока что, - но со смертью очень близкого человека – отца.
И потому взял паузу. Долгую. Чтобы прочувствовать новый опыт, и понять, что было правильно, а что нет; о чем стоит писать, а что – просто в корзину выбросить.
И всё же – отвечаю практически так же, как и полгода назад.
Смерть.
Я отношусь к ней спокойно; правда, не могу исключать, что когда и в самом деле сам окажусь с ней лицом к лицу, то всё-таки «запою» совсем по-другому :-) Гораздо больше меня пугают паралич, немощь, бессилие – страшнее всего на свете, мне кажется, оказаться в положении тех несчастных, которых регулярно теперь показывают по Евроньюс в рамках дискуссии по вопросам эвтаназии.
Мне кажется, что как без тьмы нет света, так и без смерти нет, по сути дела, и самой жизни. Именно так я понимаю слова «Сильмариллиона» о том, что Смерть есть Дар Илуватара людям – Дар, благодаря которому смертные вытесняют бессмертных и завладевают всем миром.
Очень хорошо ИМХО проблематика Смерти раскрыта в «Вавилоне-5» и его продолжении – «Легионах огня». В нормальных, естественных условиях, в отсутствие войн, катаклизмов и эпидемий, человек умирает лишь тогда, когда он сам уже готов умереть, когда, подобно Баху, он готов искренне и без лукавства воскликнуть: «Приди, желанная!» Те, кому ещё есть зачем жить, просто так не умирают. Очень мне нравятся в этом отношении сцены на Захадуме, долгие беседы Шеридана с Лориеном. Или «ночь мёртвых» из Пятого сезона. Или финал «Легионов огня», гибель Лондо, Г’Кара, Тимов и их посмертное появление во сне Вира. Донельзя трогательные и в то же время оптимистичные, несмотря на весь трагизм ситуации, сцены.
В детстве мне невозможно было представить себе, как это можно не желать стать бессмертным. Но, как ни странно, оказалось, что с возрастом именно этот аспект мироощущения меняется радикально, и «Дар Илуватара» становится всё понятнее.
Есть Эльфы, лишенные этого дара; и есть люди.
Что же показал нам Толкиен? В чем он, как мне кажется, увидел суть этого «дара»?
Бессмертные эльфы – это те, у кого, как в дурном анекдоте, «и так всё было». Было. И уже не вернётся. Бессмертные – это те, у кого всё в прошлом.
Возможно даже, что это не столь ярко изложено в прозе Толкиена (хотя, каюсь, я уже давно его не перечитывал, всё больше Джексоном балуюсь), но в экранизации передано очень здорово. Один из самых ярких моментов фильма – визуальный образ Арвен над могилой Арагорна, увиденной Агентом Элрондом в «Двух Башнях». В книге этого точно не было, но вот – одна из немногих удачных «отсебятин» Джексона.
И слова всё того же Элронда, потрясшие меня и в экранизации, и в книге: «Я был там, Гэндальф, я был там три тысячи лет назад…» Был. Именно что – был. И не излечится от полученной тогда боли уже никогда.
Бессмертие – горько и больно по своей сути. Даже если не стареть, а оставаться зрелыми, сильными и здоровыми. Это трудно понять, но Толкиен понял, и потому и создал удивительный образ бессмертных эльфов, по доброй воле покидающих Средиземье в поисках вечного забвения в Валиноре.
Я уверен, что Страшиныч досконально знал ВК и Сильм. И его Лориен просто озвучил то, что читатель Толкиена должен был понять сам:
«…Потом, я думаю, вселенная решила, что для того, чтоб наслаждаться жизнью, чтобы были перемены и рост - жизнь должна быть короткой. … Мы живем слишком долго, видели слишком много. Жить так, как живем мы - значит, жить над радостью, любовью и дружбой. Потому что мы знаем, что все это преходяще, мимолетно, мы знаем, что все это обратится в прах. Только те, чья жизнь коротка, могут вообразить, что любовь вечна. Не расставайтесь с этой приятной иллюзией, возможно, это величайший дар, который когда-либо получала ваша раса
За время подготовки этого поста я наткнулся в Инете (и в том числе и в ЖЖ) на ряд публикаций, где говорится о правильной жизни и правильной смерти, как раз в русле этих вот моих рассуждений. Ну, вот, к примеру: http://townmen.livejournal.com/87067.html. Или вот это: http://therussianamerica.com/web_NEWS/articles/865/1/

верность;
А вот не люблю я это слово. Уж очень оно какое-то хитрое, двуликое, аки Янус бессмертный, с очень разными и противоречивыми ипостасями.
Вот, в силу чисто акустических созвучий, первая ипостась, первая ассоциация, которая возникает при слове «верность» - это «ревность». «Верность» - «ревность», «ревность» - «верность»… Достаточно лишь 2 буквы между собой местами поменять! А поскольку я отрицаю «ревность», то вот и «верность» в таком, назову его «традиционном», понимании тоже отрицать вынужден. Когда мы говорим «ревность» - подразумеваем «любовь». То есть даже не «любовь», а «страсть». Страсть, которая бесплодна, которая может порушить Вселенную, подобно страсти Анакина и Амидалы. Такой вариант неприемлем для меня.
А альтернатива где? Альтернатива – это Семья. Именно семья есть форма продолжения жизни, форма организации самого существования человеческого рода. Но семья и ревность – две вещи несовместные.
Говорят ещё о верности клятвам, идеалам, ещё чему-то там. Но и тут я не могу согласиться. Хорошие слова сказал Толкиен, мне всё равно лучше него не выразиться: «…Хранитель Кольца выступает в Поход к Роковой Горе. Вся тяжесть бремени – на нём одном... Остальные идут с ним по доброй воле – чтоб помогать ему в пути. Они могут задержаться, могут вернуться или уйти другими тропами – как распорядится судьба. Ни одна клятва и обязательство не вынуждают вас продолжать поход. Ибо вы не знаете еще силы своих сердец и не можете предвидеть того, что встретит вас на вашем пути. Пусть не клянется пройти сквозь тьму тот, кто ещё не видел ночи. Да, клятва может укрепить дрогнувшее сердце; но может и разбить его.
И лишь одна ипостась «верности» может быть приемлема для меня. Прислушаемся ещё раз: «Верность» -- «вера» -- «доверие». Вот «доверие»-то как раз таки по моей классификации (http://bigstonedragon.livejournal.com/335528.html) относится к числу основных «семейных» добродетелей! Так что, подводя итог, могу, пожалуй, сказать, что трактовать верность я готов лишь вот таким образом: «Никогда не давай повода потерять доверие к тебе тому человеку, которому ты сам хочешь доверять» :-)
Буду рад узнать, если есть уже кто-то, кто сумел выразить «правильную» позицию в отношении «верности» лучше меня, подобно тому, как это сделал Фромм в отношении «любви/влюбленности». Мне, увы, такие варианты пока не встречались.

гордыня или дерзание;
Честно говоря, мало задумывался об этих вопросах. Ужасно не люблю «звёздную болезнь»; мне кажется, именно она скрывается за понятием «гордыни». Но это есть лишь внешняя сторона вопроса, и она касается лишь отношений между людьми. Что же касается самооценки человека, то тут, как мне кажется, оценка того же самого чувства должна изменяться на противоположную, и именоваться уже не «гордыней», но «дерзанием». А без этого самого «дерзания» прожить на свете очень трудно. Как говорится, «надо ставить перед собой невозможные цели – только тогда можно чего-то добиться». :-)

подарок, который запомнился;
А какой именно – тот, который я дарил, или тот, который мне дарили?
Честно говоря, что касается меня самого, мне вот за всю жизнь запомнилось как раз таки то, что именно того, что мне хотелось бы получить в подарок, мне никогда и не дарили :-(
Ну, разве что за немногими исключениями: на Новый Год в последнее время дети начали дарить мне Музыку – диски, причем такие, какие мне действительно очень приятно было послушать. Алан Парсонс (не раз о нём в своём ЖЖ писал), Свеньцовый Дирежабль, Суперстар в исполнении Яна Гиллана…
Да, и ещё те подарки, которые дети нам на разные годовщины свадьбы делали. Ну, это вообще особый разговор, и сейчас я, пожалуй, об этом умолчу. Но с самого раннего возраста это были такие подарки, о которых забыть невозможно!
А вот что касается тех подарков, которые я дарил, то тут мне запомнился один, который я уж очень удачно угадал подарить жене и сыну на их День Рождения (у них Дни Рождения идут друг за другом): в 2000 году мне удалось ТАЙНО от них (они и в самом деле не знали вплоть до последнего дня!) оформить поездку всей семьёй в Серену, в аквапарк вблизи Хельсинки (http://bigstonedragon.livejournal.com/312701.html). Никогда не забуду, как горели их глаза, когда я разбудил их ни свет, ни заря, и предложил срочно идти на вокзал, ехать в Хельсинки! Это вообще, пожалуй, самое приятное воспоминание в моей жизни…
Общее резюме – подарок должен быть (а) неожиданным (б) непрактичным. Ну, то, что по жизни необходимо, подарком быть не может. ИМХО. А вот то, на что самому тратить деньги «влом» - это вот и будет идеальный подарок!
И ещё – дарить подарки не в пример приятнее, чем получать их! По крайней мере, если ты правильно и с душой выбрал подарок.

чему бы я ещё хотел научить своих детей;
А вот, по большому счету, пожалуй что, и ничему; теперь уж предпочитаю сам учиться у них – и это ИМХО правильно, и так и должно быть!
Человек ИМХО заканчивает своё становление как личность годам к 20; после этого он может только сам учиться, но абсолютно бесполезно пытаться учить его, если только он сам об этом не попросил.
Всё остальное – уже чисто возрастное, и не надо пытаться заставлять их взрослеть раньше времени. «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел». А способность «вовремя созреть», равно как и «смолоду быть молодым», закладывается ой как рано, ещё, наверно, в детском, если не ясельном возрасте.

моя любимая мелодия;
А вот на самом деле едва ли не самый сложный вопрос.
Музыка – это едва ли не главная любовь моя, после жены, разумеется; сравниться с музыкой могут разве что путешествия ;-)
Но в то же время Музыку я принимаю и понимаю в огромном множестве ипостасей. И по возможности стараюсь пропагандировать у себя в ЖЖ.
Мелодическая музыка – ИМХО лишь малая часть её. Ну, попробуйте найти мелодику, скажем, в индийской раге (http://bigstonedragon.livejournal.com/386396.html) или КингКримсоновском «Реквиеме» (http://bigstonedragon.livejournal.com/403397.html)!
А ведь это ещё не самые «радикальные» варианты. Мне вот, скажем, ужасно нравится скрипичный концерт Альбана Берга. В Инете найти его я не смог – но будет случай, попробуйте послушать!
Или, скажем, «Саломея» Рихарда Вагнера. Изумительная опера, которая бьёт вас по нервам, как мало какое из «мелодических» произведений! Или та же «Весна Священная» Стравинского.
Короче, в музыке важна не мелодия, а умение композитора и исполнителя найти «контакт» с душой слушателя.
Мелодия – это лишь самый простой (по крайней мере, для человека, воспитанного в традициях европейской культуры) способ добиться этого.
Но зато и самый простой способ «всё опошлить». Что, к сожалению, и случается всё чаще и чаще.
Хорошая мелодия в моём представлении должна быть одновременно сложной, красивой и эмоциональной, «естественной», а не искусственной. Чем и как различить эти две последние категории – ну, вот, не знаю до сих пор. Но каждый раз «нутром чую».
За последнее время я тут опубликовал довольно много постов, раскрывающих в той или иной ипостаси мои музыкальные вкусы; они довольно разнообразны и с трудом поддаются какой-либо «систематизации». В любом жанре и стиле музыки, в любой музыкальной традиции (европейской, индийской, китайской, японской, африканской…) – в любой из них есть свои гении и свои халтурщики.
Конечно, в определенной мере мне, как белому человеку, ближе европейская традиция; а вот в ней, пожалуй, наивысшие достижения с музыкальной точки зрения продемонстрировали российские композиторы ХХ века – Прокофьев и Шостакович. Но последний, строго говоря, мелодистом не был; его мелодии настолько сложны, что уже смыкаются с творениями последователей атональной музыки. А вот Прокофьев ИМХО – как раз таки величайший мелодист. Я уже признавался acantharia (http://acantharia.livejournal.com/318275.html), что величайшим достижением мелодики в музыке считаю адажио из балета «Ромео и Джультетта»; вот, нашел, в Сети, увы, лишь 30-секундный фрагмент:



что меня восхищает в жене :)))
:-)
Способность понимать и прощать меня. Это самое главное, и это стоит выше всего остального настолько, что и выразить невозможно.
А ещё – работоспособность; флегматичность; «открытость» к новациям в «личной жизни»; физическая красота :-) Ну, куда ж без неё-то! :-)))
Tags: Мысль семейная, Тесты и Флэшки
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments