П.В. Ушанов пишет: «В настоящее время платежная система Банка России состоит из четырех компонент. Три из четырех компонент – системы внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов, а также система расчетов с применением авизо – являются децентрализованными по своей идеологии». (Четвертая, централизованная компонента – это система БЭСП).
Данный перечень, однако, представляется неполным. При разговоре об особенностях функционирования платежной системы Банка России на современном этапе и перспективах ее совершенствования, никак нельзя упускать из внимания ещё ряд специализированных расчетных механизмов, созданных в рамках нынешней платежной системы и не укладывающихся в целом в рамки ни одной из четырех вышеназванных компонент – это, к примеру, межрегиональные расчеты по сделкам на рынке государственных ценных бумаг, межрегиональные расчеты по сделкам на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж и, самое главное, расчеты в пределах одного учреждения Банка России (РКЦ/ГРКЦ, отделения Московского ГТУ и др. – далее, для краткости, УБР).
Именно в УБР начинается и заканчивается маршрут любого платежа, проводимого через платежную систему Банка России, за исключением разве что платежей по собственной финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка. Здесь ведутся корреспондентские счета кредитных организаций и банковские счета других клиентов Банка России.
На расчеты внутри одного УБР приходится значительная часть всех платежей, проводимых через Банк России. Так, к примеру, в Санкт-Петербурге их доля составляет 80%. Здесь, конечно, сказываются особенности нашего региона, в котором корреспондентские счета всех кредитных организаций (филиалов) сосредоточены в одном месте – в ГРКЦ. Однако нет сомнения, что доля расчетов внутри одного УБР велика и в других регионах.
И это не случайная или временная особенность, так было, есть и будет всегда, поскольку экономические связи любых хозяйствующих субъектов завязаны прежде всего на своих соседей, на региональный уровень, а межрегиональные операции носят, как правило, крупный, оптовый характер – в противном случае они становятся экономически невыгодными в силу транзакционных издержек.
В связи с этим, несмотря на то, что в публикуемой статистике по количеству платежей уровень УБР обычно отдельно не выделяется, у меня нет сомнений, что в иерархии «платежи внутри УБР – внутрирегиональные платежи – межрегиональные платежи» именно на платежи внутри УБР приходится большая часть платежного оборота.
Тем не менее, значительная часть расчетов приходится на такие платежи, в которых счета плательщика и получателя (или обслуживающих их банков) находятся всё-таки в разных РКЦ, расположенных, возможно, в различных регионах Российской Федерации. Именно в этих случаях для проведения платежей используется, как правило, одна из четырёх компонент платёжной системы Банка России, перечисленных в статье П.В.Ушанова.
Причина, по которой при рассмотрении структуры платежной системы Банка России часто упускается из вида именно это, базовое, низовое звено – УБР – заключается в том, что в настоящее время в подавляющем большинстве регионов России внутрирегиональные расчеты (включая как расчеты внутри одного УБР, так и платежи, проводимые через систему ВЭР) являются централизованными.
Нелишне будет напомнить, что сами понятия «централизованной» и «децентрализованной» обработки учетно-операционной информации подразделений Банка России (включая, в том числе, проведение платежей) были введены приказом Банка России от 06.07.1997 № 02-258 «О введении в действие «Временного положения об основных принципах централизованной обработки платежей в Региональной автоматизированной банковской информационной системе (РАБИС) при интерактивном режиме обмена» и получили дальнейшее развитие в Положении Банка России от 23.06.1998 №36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». В соответствии с этими нормативными актами, под «централизованной системой обработки платежей» понималась обработка учетно-операционной информации нескольких подразделений Банка России на одном «обрабатывающем центре».
В этом случае возникает возможность проводить платежи между счетами клиентов, открытыми в разных УБР, фактически в том же режиме, что и расчеты внутри одного УБР: хотя юридически счета находятся в разных местах, физически вся информация, необходимая для проведения платежа, находится в пределах одного процессора. В этом случае проведение платежа «одной транзакцией», путём одновременного списания со счета плательщика (банка плательщика) и зачисления на счет получателя (банка получателя), с одновременным отражением совершенной операции по счетам межфилиальных расчетов в УБР (которые в данном случае носят лишь вспомогательный характер), не только повысит скорость осуществления расчетов, но и повысит их безопасность, сократив количество вспомогательных операций (в основном направленных на обеспечение требований по соблюдению информационной безопасности), и, соответственно, снизив риски как в части вероятности возникновения операционных сбоев, так и в части возможности несанкционированного доступа к платежной информации.
Реализованное техническое решение получило юридическое оформление путём принятия Банком России нормативного акта, который «узаконивал» данную схему проведения платежей – речь идёт о Положении Банка России от 12.03.1998 №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России». Этим нормативным актом территориальным учреждениям Банка России (далее - ТУ) было предоставлено право самостоятельно устанавливать в регионе «Регламент обмена ЭД между Банком и Клиентом».
Однако, требования к содержательной части «Регламента» и перечень вопросов, которые в соответствии с Положением №20-П в обязательном порядке должны были найти в нём отражение, не могли быть изменены территориальным учреждением Банка России по своему усмотрению.
Более того, ряд вопросов «Регламента» (таких, к примеру, как «Режим исполнения документов: непрерывный или дискретный (по сеансам)», «Режим проведения всех видов контроля ЭД (пакетов ЭД), полученных от Клиента, (немедленно после поступления документа, во время сеанса исполнения документов, иным образом)» и др. – см. Приложение 3 к Договору об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России (Приложение 1 к Положению Банка России №20-П)) также не могли устанавливаться территориальным учреждением самостоятельно, поскольку решение об использовании того или иного программного комплекса учетно-операционной системы в том или ином ТУ принималось Банком России централизованно, а отражение вышеперечисленных вопросов в «Регламентах» обуславливалось способами реализации соответствующих процедур в программном комплексе УОС, на который переводилась обработка учетно-операционной информации ТУ Банка России.
Можно ли в этих условиях считать систему ВЭР «децентрализованной», как пишет П.В. Ушанов? Фактически, единственный вопрос, который действительно до недавнего времени мог самостоятельно решаться в каждом ТУ – это лишь время начала и окончания обмена электронными платежными документами (ЭПД) с клиентами Банка России и другими УБР. Однако с вводом в эксплуатацию системы БЭСП самостоятельность ТУ Банка России была ограничена и в этом вопросе: в соответствии с Положением Банка России от 25.04.2007 №303-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России», «операционный день в платежной системе Банка России на уровне территориального учреждения, установленный по местному времени в соответствии с распоряжением территориального учреждения Банка России, должен учитывать продолжительность операционного дня системы БЭСП для обеспечения ОУР и АУР возможностями проведения электронных платежных сообщений в системе БЭСП».
Таким образом, на мой взгляд, нет оснований однозначно утверждать, что система ВЭР является «децентрализованной», тем более «по своей идеологии».
Более того, создание «Коллективных центров обработки информации» (КЦОИ) и перевод обработки учетно-операционной информации ТУ в эти центры, в основном осуществленный Банком России в 2003-2007 годах, еще более усилил централизацию системы ВЭР.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!)
Journal information