bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Categories:

Страна победившего Гламура?

Расплодившиеся в ЖЖ после Нового года жалобы владельцев бездомных автомобилей на ущерб, нанесенный празднующими толпами их брошенным на произвол судьбы автомобилям, породили у меня сильное желание подготовить очередное гневное послание на тему «Долой автомобили!». Однако ж, пожалуй, хорошо, что я не стал этого делать, что называется, по горячим следам.
Потому что за прошедшее время вышел очень интересный выпуск журнала «Эксперт», и одна из опубликованных в нем статей заставила взглянуть на проблему по-новому.
Ведь, по большому счету, автомобили-то не виноваты. Виновато то отношение к ним, которое сложилось в нашем обществе еще во времена Ильфа и Петрова (прямо противоположное призыву «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения»).
Нет, увы, до сих пор автомобиль так и не стал у нас средством передвижения. Он стал элементом ГЛАМУРА, и отсюда-то и все беды.

Подробнее я об этом, пожалуй, еще поразмыслю опосля, но пока что хотел указать на гениальное провидение Данелии, который уловил зарождение Гламура как наследника Совка и отобразил это в своем бессмертном творении «Кин-Дза-Дза», создав образ Малиновых Штанов.
Увы, с крушением СССР его провидения в этой части в рамках если не всей России, то уж по меньшей мере Москвы реализовались полностью.
Подтверждением чему – упомянутая мною статья из «Эксперта». Статья длинная, и далеко не со всем в ней изложенным я согласен. Поэтому позволил себе сделать выдержки, которые и публикую под катом. Очень рекомендую их прочитать !
А полный текст – здесь: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/01/zhizn_pod_mednym_tazom/

Александр Гаррос, Алексей Евдокимов

Жизнь под медным тазом
Эксперт
№1-2(543), 15.01.2007

В области культуры кипучая лихорадочная суета наблюдается в Москве, но здесь она наблюдается давно -- и культурная лихорадка в данном случае лишь продолжение общей столичной. Крайне напоминающей малярийную: трясучка, потоотделение, галлюцинации... Причем к московской культуре относятся в полной мере главные характеристики московской жизни в целом -- как то: напряженность, пафосность, "деньгоемкость" и бесплодность.
Москва -- это вообще муляж, декорация, голограмма на громадном, голом, продуваемом и промороженном российском пространстве: цветастая, кудрявая, аляповатая и сугубо ненастоящая. Так что вполне логично, что литература и кино, производимые тут, выходят точно такими же.
Это все очень банально, но, к сожалению, по-прежнему актуально: на шальных деньгах не построишь ни стабильной экономики, ни благополучного общества, ни полноценной культуры. Все приметы процветания: книгоиздательский, кинопроизводственный и кинопрокатный бум и пр. -- побочный продукт перенасыщения Москвы шальным, дурным "баблом" (имеются в виду не только "нефтяные бабки", хлынувшие на Россию в 2006-м -- столица лопается от денег еще с девяностых). Ничего нет странного, что "бабки" как таковые и символизирующий их избыточное наличие т. н. гламур (вот уж кретиническое слово) и становятся главной темой московской "культуры". В этом смысле нет никакой разницы между Робски и Ко, Минаевым-"Духлесс" и Пелевиным-"Империя Вэ" -- просто первая(вые) прямо предлагает читателю на "бабло" мастурбировать, второй делает это с кокетливыми ужимками, а третий -- с деланым отвращением.
Кстати, "бабки" же были и главной темой жанрового русского кино минувшего года -- пусть косвенно, но от этого не менее явственно. Ведь главным содержанием всех этих неудобосмотримых "Пираний", "Меченосцев" и "Волкодавов" (равно как и более ранних "Дозоров") является сам факт съемки, вишь ты, натуральных расейских, нашенских блокбастеров. Всем этим претенциозным киношникам на самом деле совершенно наплевать на рассказываемую историю -- им нужно только продемонстрировать, какой у них большой бюджет и каких они могут навертеть спецэффектов. Унифицирует все эти фильмы один параметр -- халтура, в равной степени свойственная и нашим блокбастерам, и комедиям, и даже вроде как фестивальному кино. Халтура в кино -- смертоносный микроб, сыворотки от которого нет; проникнув в тело фильма, она заражает все его жизнеспособные органы.
И количество культурного продукта, и содержание его -- абсолютно саморазоблачительны. Прямым или косвенным, но легко прочитываемым содержанием подавляющего большинства книг и фильмов-2006 является одна по сути тема: у нас все нормально. Все стабильно. Все как у людей. Не разборки-разводки, а любоф, понимаешь.
Молодежные мелодрамы ("Питер ФМ", "Жара" и прочая дичь) -- вот вам беспечная молодежь, как в любой нормальной стране, занятая опять же любовью, а не войной. Экие мы богатые и праздные, раз у нас такое кино!.. В книжках -- что такое гламур и как его причаститься (как с ним бороться). Гламур, видите ли, страну заел...
Но это о плохих книжках-фильмах. В хороших, если присмотреться, -- сплошной апокалипсис -- везде в той или иной форме конец света.
Современный российский "культурный выход" почти исчерпывается рефлексированием, тем или иным (чаще, конечно, косвенным, "от противного", -- но упорным), темы "большого шваха". Это очень мрачный симптом.
Столь длительное пребывание в точке бифуркации, во-первых, вселяет сомнение, что это "все еще" когда-нибудь прекратится. А во-вторых -- что прекратится как-нибудь иначе, нежели пришествием глобального медного таза.
Столица работает как взбесившийся пылесос: всасывает что угодно, от "ресурсных" денег до творческих мозгов -- но никакой уникальностью последних нисколечко не интересуется и никаких новых смыслов взамен всосанного стране не возвращает. Не говорит и не показывает.
Москва долго, лет пятнадцать уже, умудряется жить так, словно всей остальной России вообще нету, ну или она этакий населенный зулусами сырьевой придаток. И только сейчас, мне кажется, что-то чуть-чуть, робко-робко пробует меняться.
Но все же мрачная картинка получается. Типа все мы свидетели надвигающегося на нас с небес медного таза, только одни пугливо от него отворачиваются и истерично восклицают: а вот смотрите, травка какая, как все растет-то после нефтяного дождика! а вот жучок ползет, такой сытенький и блестящий, это наш мидл-класс, у-тю-тю! ох, как же хорошо-то все будет! -- а другие пялятся на таз в телескоп и цедят апокалиптические пророчества. Так уж все плохо?
Апокалиптическая тема в новейшей русской словесности глядится, с одной стороны, как предупреждение-предчувствие-предостережение, а с другой -- как злорадное призывание. Именно потому они все так дружно пишут о светопреставлении, что из года в год наблюдают одно только сонное гниение. Разумеется, им это вяло преющее болотце осточертело так, что они готовы в сердцах согласиться на хороший такой, наконец, добротный апокалипсис -- чтобы все нынешнее мышиное копошение смело напрочь и на освободившемся месте можно было бы с нуля начать что-то совсем-совсем новое.
Tags: Антигламур
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments