«… Эпоха индивидуализма, «прогресса» и потребительской культуры сыграла с человеком злую шутку. Снабдив его, с одной стороны, жгучей потребностью в индивидуальном смысле и постоянном динамичном наполнении жизни – она одновременно лишила его внутренних стимулов к смыслу, отучила его (если он вообще-то когда-то умел!) вырабатывать смысл для себя самостоятельно: надо, чтобы его обеспечили извне. Отсюда – грандиозная индустрия развлечений, – которой иные эпохи в таких масштабах и вообразить себе не могли и, надо полагать, потребности в ней не испытывали. И чем она грандиознее, тем во всё больших масштабах она порождает потребность в ней, зависимость от нее – то есть всё ту же самую скуку.
Едва ли не все, кто брались рассуждать о томящей современное человечество скуке, более-менее сходятся в том, что повышенная культурная «разогретость» скуки и всего с нею связанного – симптом постигшей современный мир большой, глобальной утраты смысла. Даже так: Смысла.
Психологи связывают скуку с эмоциональным – а по большому счету, смысловым и целевым голодом. Культурологи делают то же самое применительно к культуре в целом.
…
«Прогресс» с его бесконечной манией новизны вовлекает человека в дурную бесконечность обновлений и (псевдо) совершенствований. … Скука – оборотная и естественная сторона непрерывного обновления жизни, постоянно растущей жизненной динамики. »
[Комментарий от меня]Вот с этим я категорически согласиться не могу. Почему ж «дурную»-то? Наоборот. Скука как раз и порождается ленью, подсознательным стремлением к естественной неподвижности, возможность которой порождается наличием «прибавочного продукта», отсутствием необходимости целый день шастать в поисках хлеба насущного.
«…И всё-таки: непроходящая тревога (хотя бы – беспокойство и неудобство) по поводу скуки в сегодняшней культуре – знак хороший, многообещающий. Скука наших современников - свидетельство готовности к переходу в новую культурную стадию и переназревшей уже потребности в этом. »
[Комментарий от меня] ИМХО не очень-то вяжется с предыдущим изложением. Да и никаких предположений касательно сути «новой культурной стадии» автор не делает. Имеется ли в виду Great Transition (http://community.livejournal.com/global_risk/4094.html)?
«…Скука – форма недоверия: одной из благороднейших позиций в европейской культуре. Скучаем - значит, не покупаемся слишком легко на готовые обманы и заготовленные впрок рецепты самообманов.»
[Комментарий от меня] Опять же не могу согласиться. Если «не покупаемся на готовые обманы» - значит, думаем. А если думаем – то ни в коем случае не скучаем! Размышления – одно из самых интересных и захватывающих занятий на свете. Только бы времени на них хватало!
А скука повторю, - это не более, чем лень. Нежелание «думать своей головой».
А вот дальше – пассаж, изумительный по своей эстетичности:
:-) «…Всё-таки понятием скуки (а пожалуй что, и сами явлением) мы обязаны христианству. Впервые это слово прозвучало в устах отшельников, обитавших близ Александрии. Одолевавшая их в полдень, будто бы беспричинная, невыносимая тоска была осознана как состояние демонической одержимости. Полуденные демоны внушали монахам особое, труднопереносимое отвращение к избранному пути, заставляли тосковать о жизни до пострига с ее мирскими радостями, соблазняли оставить келью и уйти куда угодно, лишь бы спастись от тоски. «Повальная напасть, которая наводит порчу в полдень», останавливала в человеке жизнь, парализуя способность к молитве и вообще к концентрации внимания. »
Ну, и напоследок – парочка приведённых в рассматриваемом посте подходящих цитат из классиков:
Блез Паскаль (1623 - 1662): «Единственным средством, утешающим нас в наших горестях, служит развлечение, но в то же время в нем и величайшая беда наша, потому что оно, главным образом, и мешает нам думать о себе. Не будь его, мы жили бы в скуке, а эта скука побудила бы нас искать более верных средств от нее избавиться. Но развлечение услаждает нас, и с ним мы нечувствительно доживаем до смерти».
Роберт Бертон (1577-1640): «Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость».
Journal information