?

Log in

No account? Create an account

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
Кольцо нибелунга. Вечер второй. "Зигфрид"
bigstonedragon
ВЕЧЕР ВТОРОЙ. «ЗИГФРИД».

Музыка Вагнера явно опередила свое время. Музыка наших великих композиторов ХХ века – Прокофьева и Шостаковича – хронологически явно должна была предшествовать Вагнеру. Если бы в моем «арсенале» не было уже «Ромео и Джульетты» - величайшего балета всех времен и народов – не было бы струнных квартетов и фортепианного трио Шостаковича, его 16-й симфонии, - вряд ли столь легко запал в душу Вагнер.
Поймал себя на том, что слушая арию Зигфрида, раздувающего горн, чтобы перековать Нотунг, воображаю себе, как органично прозвучала бы эта тема со сцены рок-клуба в исполнении Лакримозы.
Удивительно современный все-таки композитор.
Эх, надо было Вагнеру все же на 100 лет позже родиться!
Хотя, с другой стороны, а где бы он сейчас таких спонсоров нашел, как король Людвиг?
А вот вам, кстати, и к вопросу о «сверхчеловеческом» в музыке – Вагнер-то, похоже, на то и рассчитывал – вот вам, нате, смотрите, вот он, сверхчеловек, герой Зигфрид! :-)
Честно говоря, даже несколько обидно. Была такая «тонкая материя», идея, за обнаружение которой даже и собой можно было погордиться, и вдруг – оп-па! Явлена вам, что называется, «весомо, грубо, зримо», попросту воплощенная в образе главного героя.
Зигфрид для людей Х1Х века должен был являться ИМХО подлинным потрясением. Гопник этакий, Иван-дурак по-немецки. Святая простота, она же «Сила есть – ума не надо». Или, если сериал про Алладина вспомнить: «У нас нет повода драться!» -- «Есть! Мне твоя рожа не нравится!!»
Тут уж приходится говорить не о музыкальных только талантах Вагнера, но и о его смелости как либреттиста. Явить изнеженным зрителям Х1Х века такую «белокурую бестию»! Первое же появление Зигфрида: «Вот, протрубил я в лесу в рог, думал, друг придет, а пришел медведь!» -- «А зачем же ты этого медведя сюда-то притащил?! Отпусти его немедленно!»
И во втором акте: «Протрублю-ка я еще раз в рог. Первый раз волк пришел, второй раз – медведь. Может, в третий раз все же друг придет?» Вылезает дракон, злой, заспанный, разбуженный рогом Зигфрида. «Однако! Я все же рассчитывал, что кто-нибудь посимпатичнее явится!»
Третий акт. Встреча с Вотаном: «Это ты дракона убил?» -- «Да, но я не виноват! Он сам первый дразниться начал!»
Пробужденная Брунхильда ведет перед Зигфридом возвышенные речи. «Да, поешь ты, конечно, здорово, но что-то я ни-че-го не понял. Скажи лучше прямо – будешь моей или нет?» -- «Я буду твоей целую вечность!» -- «Вечтость – это, конечно, здорово. Ну, а как насчет СЕГОДНЯ?»
Такая вот получилась повесть о любви гопника и гота (готтессы).
Брунгильда получилась у Мариинки зачодная. :-) Именно что валькирия – молодая, могучая (оперная комплекция тут как раз к месту пришлась!) – и в то же время стройная и симпатичная. Голос звучный и красивый. Импозантное черное платье, развевающееся на ходу, черные кожаные сапоги, энергичная походка – истинная дева-воительница!
И Зигфрид – ну, просто милашка! :-) Какой-то молодой украинец (первое выступление!), играл от души, с удовольствием, эмоционально, явно наслаждаясь и действом, и пением.
В общем, вечер удался!
Хотя «Зигфрид», конечно, весьма необычен даже для Вагнера. Стремительное действие, неожиданные герои… Не похоже даже на «Валькирию» с «Золотом Рейна», не говоря уж о «Парсифале» и «Тристане с Изольдой».
Посмотрим, посмотрим, какой-то окажется «Гибель богов»…

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Весёленькая рецензия получилась! :))) Про гопника и готессу - просто супер! ;)) Ну а мне лично "Валькирия" ближе "Зигфрида". Возвышенные герои и великие боги - это как раз именно то, чего я ждал от Вагнера. "Зигфрид" действительно, простоватый какой-то. Вобщем, если сравнивать с Толкиеном, то "Валькирия" и "Зигфрид" для меня соотносятся примерно как "Сильмариллион" и "Хоббит" - первое произведение пафосно и космогонично, второе - простое и доступное.
Жду с нетерпением Вашей рецензии на "Гибель Богов"!

удар в поддых ревнителям классики: "достойно исполнения на концерте Лакримозы" :)))))))))))))

Ну, кстати, доказывает это лишь преемственность музыкальной традиции: немецкий рок он не просто рок, а именно НЕМЕЦКИЙ

не было бы струнных квартетов и фортепианного трио Шостаковича, его 16-й симфонии
чья 16я симфония ??

Упс. Извиняюсь, конечно. Имел в виду 15-ю

Музыка Вагнера явно опередила свое время. Музыка наших великих композиторов ХХ века – Прокофьева и Шостаковича – хронологически явно должна была предшествовать Вагнеру.
Малер судорожно мечется по вагонам и не может выяснить, где же его купе.

Малера слушал всего 1 симфонию; совершенно впечатления не произвела. Показалось, что классический 19 век.

Вы, видимо, только начинаете своё "метание по вагонам". Может, рано деелать выводы? Послушайте побольше Малера, Рих.Штрауса, Равеля, Берлиоза, Шумана, Беллини, Верди. Обратите внимание на развитие формы, гармонии...
И ещё маленький совет: не стоит рассматривать музыку как поступатльное движение от чего-то несовершенного к чему-то более совершенному. Это всего лишь движение от одного человека к другому.

  • 1