bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Кольцо нибелунга. Вечер первый. "Валькирия"

«Долгие» выходные посвящены Мариинскому театру – слушается оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга». Точнее, три его части – потому как «предвечерие», «Золото Рейна», было прослушано уже аж 3 года назад. И подумать только, что с тех пор ни разу не удавалось попасть на оставшиеся части оперного сериала! Если и давали их, то в какие-то уж очень неудобные дни.
И вот – свершилось! «Сбылась мечта идиота».
Начинаю долгий, под стать самим операм, отчет :-)
Итак –

ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ. «ВАЛЬКИРИЯ».

Странно, почему «Полет валькирий» стал, что называется, «визитной карточкой» Вагнера. Вещь, конечно, эффектная и запоминающаяся, но для Вагнера, по большому счету, нехарактерная.
В «Валькирии» на меня куда большее впечатление произвела увертюра к первому акту. Странная, неземная, сюрреалистическая музыка. Вполне достойная Роберта Фриппа времен «Ящерки» или «Островов». И подумать только, что написано это не сегодня и не вчера, а аж полтораста лет тому назад – практически в то же время, когда создавались «Травиата» и «Кармен»! Я не ожидал такого – Вагнер в музыкальном плане явно намного опередил свое время.
Теперь ясно становится, откуда отталкивались в своих фантазиях, выстраивая причудливые, диссонансные гармонии, Арнольд Шенберг и Альбан Берг: Вагнер явно вдохновил их и заложил фундамент откуда нововенцы смогли унестись в свои заоблачные дали, порвав с реалиями своего времени.
Интересно, как воспринимали Вагнера современники? Люди 19 века – привыкшие к слащавым аккордам европейской «классики», не смевшей выйти за рамки, очерченные за 200 лет до Вагнера другим великим немцем – Иваном Степанычем? Отсюда, наверно, и пошел миф о «сверхчеловеке» - думаю, в 19 веке казалось, что только для его ушей сожжет быть предназначена музыка Вагнера.
Что сказать о Мариинской интерпретации этой музыки? Голоса и оркестр звучали великолепно, выше всяких похвал. Оформление сцены? Очень спорно. Я вырос на классических Мариинских декорациях, а тут все так аскетично, сюрреалистично и технократично – вместо рисованных картин – светомузыка. Сложная, выразительная, эффектная – но очень непривычная. Словно специально, чтобы подчеркнуть новаторский характер музыки Вагнера.

А музыка эта, на мой взгляд, заняла в европейской музыкальной традиции то же место, что, скажем, Джойс или Достоевский в литературе – на слушателя изливается этакий непрерывный «поток сознания», поток эмоций, начинающийся неспешно, спокойно, но нарастающий постепенно до такой степени напряжения, что в момент кульминации, кажется, не выдержат уже нервы ни у зрителя, ни у артистов.
Своеобразное музыкальное воплощение оргазма – впервые я услышал его в «Тристане и Изольде» (почему-то не нашел в ЖЖ поста об этом, хотя был уверен, что писал о нем), и первое действие «Валькирии», посвященное рождению преступной страсти Зигмунда и Зиглинды, очень напомнило музыкальное решение этой оперы. Такое впечатление, что даже исполнители были те же, что и тогда.
Но со вторым и третьим актом посложнее: эмоции и чувства здесь совсем не столь уже прямолинейны. И певцам посложнее: Вотан во втором акте ИМХО не дотягивал, не сумел до конца разобраться в сложной гамме чувств.
Как, впрочем, и я :-)
Впрочем, в целом очень доволен увиденным. Ждем продолжения!
Tags: Музыка
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments