Когда-то давно в человеческом стаде, как и в любом стаде вообще, мерилом «богатства» («власти», «силы») являлась еда. Альфа-самец, утверждая свое лидерство, отбирал у соперников еду и распоряжался ею.
Так и продолжалось (и кое-где – в Новой Гвинее какой-нибудь – и до сих пор продолжается) довольно долго, в течение всей истории патриархальных обществ, основанных на натуральном хозяйстве.
И лишь одно из трех важнейших (ИМХО) изобретений человечества (наряду с железной дорогой и космическими полетами – все оценки ИМХО, естественно) – деньги - изменили картину принципиально.
Тот переворот в семейных, родо-племенных, социальных, да вообще общественных отношениях, который начался в среде homo sapiens, да все никак не может завершиться – к худу ли, к добру ли, но связан в первую очередь именно с деньгами.
Эта новая реальность противоречит нашей биологической природе; отсюда все нарастающий психологический дискомфорт в обществе.
Новые реалии порождают и новые методы самоутверждения. Деньги нельзя просто отбирать у слабых; разбойники становятся не вожаками, но изгоями.
На мой взгляд, в условиях, когда деньги, а не еда, стали ключевым благом, необходимым для успешного выживания, размножения и лидерства в стаде, и методы отъема и присвоения этого блага стали более изощренными и на первый взгляд неочевидными.
Я не буду сейчас рассуждать о государстве, налогах и бюджете – это особь статья, в наше время ведь никто уже не в состоянии заявить, что «государство – это я». Я же хочу порассуждать сейчас именно об отдельных личностях.
Не стану я болтать и о кредитах, которые берут компании на развитие своего бизнеса.
А вот отдельные личности, которые берут в долг, чтобы потратить эти деньги на себя, любимого, чтобы прожить сегодня так, как в нормальных условиях они смогли бы прожить разве что завтра-послезавтра, а то и вообще никогда, - вот это явление весьма интересное.
На мой взгляд, рационально мыслящий человек никогда не станет жить в долг. Он не выдержит гнета моральных обязательств перед теми, кому он должен будет в будущем что-то там отдавать.
И лишь тот, кого подобные обязательства «не колышат», вот такой человек и становится заемщиком. Я уверен, что в глубине души он не в долг берет, он, как вожак, отнимает деньги у слабенького дурачка, не задумываясь и не осознавая, что деньги эти придется еще отдавать. При первой же возможности он и «простит» всем, кому должен.
Человек, живущий в долг, - таков современный альфа-самец, так он выглядит в мире, где место еды заняли деньги.
Вот ведь и не случайно, ИМХО, что уровень невозврата среди «потребительских кредитов» гораздо выше, чем среди «производственных».
Человек взял деньги (ну, скажем, у банка), прогулял их (обустроил себе красивую жизнь, что позволило ему охмурить массу самок и расплескать среди них свое семя), назад не отдал; и кто ж покроет убытки банка? Кто, в конце концов, оплатит красивую жизнь современных альфа-самцов?
Да мы ж с вами, кто ж еще. Санирование банковской системы везде и всюду до сих пор осуществлялось за счет государства, то есть за счет налогов, то есть за счет всех членов общества – налогоплательщиков, среди которых множество тех, кто никогда к банкам и близко не подходил – типа пенсионерок каких-нибудь.
Заемщик, современный альфа-самец, в конечном счете отнимает деньги не у кредитора, а у всех членов стада.
И что ж делать?
Интуитивно зловредная роль денег и кредита была ясна всегда – нет ни одной религии, ни одной этической системы, где бы не осуждалось ростовщичество.
Но и без кредита обходиться плохо. Кредит, особенно в форме банковского кредита, есть и в самом деле существенное подспорье развитию экономики.
Да и с биологической точки зрения – стая, где альфа-самцы не могут выбиться в лидеры, обречена на вымирание.
Где ж выход? Как совместить мораль и этику с обманом и грабежом, которые есть самая суть кредитных отношений в их нынешнем виде?
Беда ИМХО в том, что западная экономическая мысль никогда не была озабочена вопросами биологии, а тем паче вопросами этики и морали. И альтернативы деньгам, кредиту и проценту они искать даже и не пытались – по крайней мере, до 1990-х годов. Там уж пошли размышления об «этических фондах», «социальной ответственности» и т.п. Но осмысление проблемы находится по-прежнему лишь в зачаточной стадии.
Толчок к началу переосмысления был дан в значительной мере взрывному росту исламского бэнкинга, начавшемуся с того момента, как исламский мир благодаря нефти заполучил в свое распоряжение большие деньги.
К сожалению, подробно проанализировать этот феномен я все никак не соберусь – как-то все руки не доходят, все время более важные дела находятся. Но нюхом чую, что здесь много интересного скрыто, да и темпы роста «шариатских» финансов обнадеживают.
Так что надеюсь, это мое первое, но отнюдь не последнее обращение к теме «деньги и мораль» :-)
Journal information