Русская живопись действительно была великой. Несмотря на тухлятину школьного курса «русского искусства» и официозную пропаганду, настойчиво рекламирующую наихудшие его образцы, я все же должен признать, что их старания отбить желание любоваться картинами русских мастеров, к счастью, не дали результата. Хотя и подели к нему очень близко. Не знаю, как бы я относился к русскому искусству сейчас, если бы 12 лет назад не попал случайно впервые в Тертьяковскую галерею.
Это было просто потрясение. И не только от Иванова, Врубеля, Куинджи – здесь я имел хоть какое-то представление о сюжетах и манере – хотя и здесь действительность, надо признать, намного превзошла ожидания (в том числе и в отношении физического размера полотен :-) )
Куда сильнее было потрясение от картин тех художников, от которых я не ждал ничего – Боровиковский, Венецианов, Крамской, Перов… и т.д. и т.п. От их картин, которые изучались согласно школьной программе, просто мутило; но насколько же великолепными оказались те работы, о которых в учебниках не говорилось ни слова!
Такой концентрации изумительных по силе выразительности портретов и пейзажей, как в Третьяковке, не найдешь, пожалуй, ни в одном другом музее мира.
Подозреваю, что это вообще какой-то всемирный заговор музейщиков, с целью добиться повышения посещаемости: продавать на открытках, печатать в альбомах и выставлять в Сети только те картины, которые, грубо говоря, «не жалко». Самое ценное остается в стенах музея. И только там.
Делаю такой вывод, потому что аналогичное потрясение от качества увиденного, возникало у меня уже не раз в самых разных уголках мира: в музее «Метрополитэн» после знакомства с американской живописью 19 века; в Лондоне после просмотра картин Тернера и Гейнсборо; и т.д.
С сожалением должен констатировать, что с течением времени русские художники все более и более утрачивали дар рисования. Именно в 18-начале 19 века были созданы самые выразительные портреты. Художники тех времен умели находить интересные лица и – главное! – умели их рисовать. А чем дальше, тем больше увлекались «самовыражением», «концепциями», «вумными мыслями» и «гражданской позицией» и все меньше и меньше заботились о том, чтобы просто хорошо РИСОВАТЬ. А в результате и картины все больше превращались в мазню, и «мысли» оказывались куда более плоскими и тривиальными, чем у предшественников.
Пожалуй, лишь двоих из «концептуалистов» я готов признать – Иванова и Врубеля.
Лицо русской живописи 19 века спасли пейзажисты – Куинджи, Левитан, Шишкин. Увы, в ХХ веке исчезли и они :-(
Как иллюстрацию к сказанному, подыскал на сайте Третьяковки парочку картин – Боровиковского и Венецианова. Опять же, далеко не лучшее; заговор музейщиков работает! Кроме как «на месте», хороших картин увидеть негде :-(
Боровиковский -
Венецианов -
Journal information