И напрасно, на мой взгляд.
Если уж это и «Энциклопедии», то какие-то однобокие; «русская жизнь» в этих произведениях – великих, не спорю – какая-то чересчур картинная, нереальная; то ли из разряда «России, которую мы потеряли», то ли такой России, какой никогда и не было вовсе. Ведь недаром писали-то все эти романы люди, принадлежавшие к самым верхним слоям общества. И на «низы» смотрели через призму каких-то розоватых очков, сквозь которые никак не разглядеть было те уродства, которые порождают периодически «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Вот такое вот твердое убеждение сложилось у меня после того, как двадцать лет назад был приобретен и с тех пор не раз перечитан сборник, включавший в себя 2 романа – «Мелкий бес» Федора Сологуба и «Петербург» Андрея Белого. Внешне очень непохожие друг на друга произведения, но объединившиеся в моем восприятии в единую дилогию – не столько благодаря соседству «под одной обложкой», сколько благодаря тому миру, тому образу России, который возникает со страниц этих произведений. Именно они в совокупности и заслуживают титула «энциклопедии русской жизни», раскрывая с устрашающей реалистичностью мир, лежащий, как теперь модно говорить, «за пределами Садового кольца» - об этом «Мелкий бес» Сологуба; – и мир российской столицы – в «Петербурге» Андрея Белого.
Да-да, пусть не смущает название этого романа. Как раз таки образ Петербурга в этом романе, на мой взгляд, увидеть очень сложно. Он – не о моем родном городе. Он – о Столице Российской Империи, какое бы имя – Петербург, Москва – эта столица ни носила.
Вот. Опять долгий разбор получается.
Journal information