bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Categories:

"Две башни" Питера Джексона, ч.4. О "мифе" и "реализме"

Во-вторых, проблема стилистики.

В романе сюжетная линия «Фродо-Сэм-Горлум» написана языком психологической прозы; приключения Арагорна и Гэндальфа – языком героического эпоса, мифа. При этом эти сюжетные линии и «организационно» разделены – каждый том романа это либо миф, рассказанный как бы отстраненно, возвышенным, насыщенным гиперболами языком; либо повествование настолько реалистичное, что чувствуешь самого себя бредущим по тропам Средиземья, пробирающимся через топи, карабкающимся по скалам. Различия настолько разительные, что при первых прочтениях я и вовсе выкидывал линию Арагорна-Гэндальфа, ограничиваясь рассказои о Фродо.
«Разделительной чертой», на которой естественным образом происходит в романе разделение слога и стиля, является сидение Фродо на Амон Хене, о чем я уже писал, рассказывая о своем восприятии «Братства кольца».
В фильме этот момент был упущен. Разделения не произошло. Обе истории рассказываются одновременно, в одной стилистике. И результат не всегда удачен. В «Двух башнях» это еще почти незаметно, здесь историю Арагорна удалось достаточно гладко переложить на язык психологической драмы. В «Возвращении короля» ситуация куда печальнее.
Тревожные нотки звучат уже и в «Двух башнях» - после достаточно реалистичных пейзажей Шира, Ривенделла, Туманных гор Мордор, Рохан и Гондор совсем не смотрятся. Возьмем, например, переход через Гиблые болота – за ними хорошо виден весь Мордор, и этот Мордор оказывается размером ну не больше, чем Васильевский остров в Петербурге. Или одну из заключительных сцен фильма, когда Гэндальф, Арагорн и Эомер, после разгрома орков в битве при Хельмовой пади, бросают взгляд с гребня холма на восток, где на горизонте хорошо виден Барад-Дур с огненным оком над ним. Похоже, до него не триста лиг, а дай Бог десяток километров – ну, не дальше, чем от Исакия до Вантового моста!
Или эпизод, когда отряд Фарамира направляется со склонов Итилиена к Осгилиату, и весь Гондор лежит перед ними как на ладони – размером, наверно, с Дворцовую площадь. Раз в 100 меньше в поперечнике, чем Шир!
Подобные условности были бы оправданны в мифологически-условной стилистике, в которой снят, к примеру, фильм «300» (спартанцев), где Фермопильский проход лежит чуть ли не на окраине Спарты. И в плане смысловой нагрузки такие условности тоже объяснимы – ведь надо неискушенному зрителю дать возможность сориентироваться в географической диспозиции, столь важной для понимания происходящего. Но сделано это уж как-то очень топорно, и вместо того, чтобы дать зрителю необходимые пояснения, лишь повергает его в недоумение. Неужели нельзя было придумать, как обойтись без подобных несуразностей?
Ну, да Бог с ним. Пошел смотреть «Возвращение короля»
--------------------------
О «Братстве кольца» - здесь
Начало заметок о "Двух башнях" - здесь
Tags: Властелин колец, Кино, Толкиенутое
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment