Потому вместо телека решили пересмотреть в сотый, наверно, раз один из моих любимейших фильмов – «ВК», первую часть, «Братство кольца» (режиссерская версия).
Именно первая часть ВК вышла, на мой взгляд, особенно удачной. В ней есть ряд находок и настолько эмоционально сильных сцен, что и сейчас, через пять лет после выхода на экран, смотрятся, что называется, на одном дыхании.
ИМХО наиболее сильными, удачными сценами фильма являются, прежде всего, батальные. Вроде, и снято без «кровищи», но по нервам бьет, как электрическим током. Потрясающе, как Джексону удалось добиться такого «эффекта присутствия». Итак:
1) Битва в Мории. Да и вообще вся «морийская» часть фильма. Словно сам проходишь все эти подземелья.
2) Битва у Парт Галена. Добиться такой силы высказывания через показ батальной сцены, пожалуй, не удавалось еще вообще никому. Не знаю почему, но меня почему-то каждый раз особенно прошибает кадр, когда камера проносится над склоном холма, показывая, как внизу сбегаются к месту сечи орки, неуклюже, косолапо – и неотвратимо…
3) Бегство к броду. Особенно кадры, в которых Асфалот мчится посреди желтой степи, и клин назгулов, преследующих его.
4) И последней исключительно важной находкой Джексона, которую хотелось бы выделить особо, стал, на мой взгляд, один из заключительных кадров – рука Сэма, тянущаяся к солнцу, и рука Фродо, которая приходит ему на помощь. И их взаимное пожатие.
Любопытно, что в последней части трилогии та же сцена будет повторена над огненной пропастью, только теперь уже в зеркальном отражении – Сэм вытаскивает Фродо, не позволяя ему уйти.
Джексону удалось найти замечательный визуальный образ для одной из основных идей ВК – дружбы как основы мироздания.
Ведь, в самом деле, думаю, книга Толкиена потому и обрела такую популярность по всему миру, что Профессор, в отличие от большинства мыслителей и философов нашего времени, не говоря уж о политиках, не стал изображать нам в очередной раз un monde qui se scinde, но напротив, показал, что все мы едины, что дружбой, но не классовой, национальной или прочей враждой, могут быть связаны миллионер Фродо и пролетарий Сэм, утонченный эльф Леголас и грубоватый гном Гимли…
Ну, к сожалению, к фильму нельзя не предъявить и претензий, и главными из них, на мой взгляд, будут следующие:
1) Неудачный Лотлориен. Не буду распространяться, об этом и так уж немало сказано.
2) Неубедительно раскрыты взаимоотношения Боромира и Арагорна. Ну, не верю я, исходя из того, что показано в фильме, что Боромир в конце концов признал в Арагорне своего короля!
3) Самая большая претензия связана с сценой на Обзорной скамье на Амон Хене. Джексон выбросил, на мой взгляд, самое важное, что есть в этом эпизоде в романе – слова «Но куда ни обращал Фродо свой взор – всюду кипела война». В фильме Фродо просто в очередной раз увидел Око. Ну и что с того? Видел раньше, увидит и потом.
Зато не случилось той смены интонации, перехода от психологической прозы к героическому эпосу, каковым отмечен переход от «Братства кольца» к «Двум башням» в романе. А в результате, в фильме пришлось искать совсем другие решения, далеко отступавшие от текста романа, для Роханских и Гондорских сцен. Да и сам финал эпопеи в фильме оказался идеологически совсем иным, чем в романе Толкиена. Впрочем, об этом лучше опосля. Потому как, думаю, до окончания новогодних каникул пересмотрю и оставшиеся две части Джексоновской экранизации
Journal information