bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:

Эра Милосердия

В субботу, накануне выборов, по 1-му каналу показали в режиме «нон-стоп» все пять серий «Места встречи изменить нельзя».
Я, в общем-то, не собирался его смотреть: как-никак, классика, виденная уж раз 100, не меньше. Но вот зашел в гости к родителям как раз, когда они сели смотреть любимое зрелище (одно из немногих, в равной степени любимых всеми поколениями) – и не удержался, досмотрел вместе с ними до конца. Не отрываясь. И в 101-й раз получая истинное удовольствие.
Сюжет фильма помню уж едва ли не наизусть, с раскладкой по сценам - но во многом именно благодаря этому удалось сейчас словно взглянуть на фильм по-новому, увидеть то, что раньше не бросалось в глаза за перипетиями сюжета.

1) «Мвин» и «Матрица»

Эх, какую же шикарную актерскую школу мы потеряли! Раньше в «Мвин» меня, пожалуй, блеск великолепной игры Высоцкого ослеплял и не позволял заметить, как здорово справились со своими ролями все остальные. В первую очередь, конечно, Владимир Конкин.
Вообще-то, честно говоря, не нравится он мне. Ну, не актер он! Однако ж в образе Шарапова – явно сумел-таки выше головы прыгнуть. Раньше я как-то недооценивал, не замечал его в блеске Высоцкого. Зря!
В конце концов, Жеглов – сложившийся характер. Роль же Шарапова на порядок сложнее: он на протяжении фильма меняется, и очень существенно, превращаясь из наивного идеалиста в «мужа судьбы». Жизнь, как говорилось в другом замечательном фильме – «Щит и меч» - «лишает» его «иллюзий». Словно Нео, пробуждающийся из Матрицы. «Добро пожаловать в реальный мир!»

2) Вопросы без ответов.
Вообще-то, я не люблю «открытых концов» и вопросов, остающихся без ответа. А «Мвин» - как раз из разряда таких. В прежние годы казалось, что основной вопрос фильма – кто прав: Жеглов или Шарапов? А сейчас понял, что в этом-то никакого вопроса и нет, и отвечать-то на самом деле, соответственно, не на что. Основные линии фильма – это, во-первых, «сопоставление» Жеглова и Горбатого (словно как Арагорна и Саурона) как двух носителей власти. Но на самом деле здесь особо нового ничего авторы не говорят. А во-вторых, и это, пожалуй, действительно основное в картине – это путь Шарапова к тому, чтобы только лишь задать себе самому вопрос «А правильно ли я поступил, приняв красную таблетку?»
Вопрос только лишь задан, ответа, конечно, нет – но это не вызывает раздражения, возможно, просто потому, что эпоха отражена очень уж правдоподобно (по крайней мере, с точки зрения человека моего поколения), и все мы знаем, «что же было» дальше «с Родиной и с нами».

3) «Мвин» и ВК, или «…идет борьба бобра с ослом»?
Отнюдь нет! В этом-то, пожалуй, и заключается основная «фишка» фильма по сравнению с большинством иных произведений (и наших, и голливудских) на тему борьбы с преступностью.
«Вор должен сидеть в тюрьме»? Да, конечно! Кто бы сомневался. Но вопрос-то, оказывается, в другом – должен ли сидеть в тюрьме ЧЕЛОВЕК?
Убийцу и бандита нужно казнить? Да, конечно. Я и сам всегда выступал и выступаю за сохранение смертной казни. Но вопрос в другом – надо ли казнить Левченко?
Конечно, авторы «Мвин»а не могли обойти стороной проблему «развращения властью», создав яркие образы Жеглова и Горбатого. Но, в отличие от Толкиена, их куда больше волнует другая проблема – Власть и Общество. Нуждается ли общество во власти? А если нет, то возможна ли такая организация власти, которая не будет порождать в обществе изгоев, которые поневоле становятся преступниками, порождая у власти необходимость с этой самой преступностью бороться? Можно ли разорвать этот замкнутый круг? Наступит ли Эра Милосердия?
Сама возможность постановки подобных вопросов кажется невозможной, немыслимой в условиях Советской Власти, и тем не менее – фильм ведь был снят, и даже был показан по центральному телевидению, а не положен на полку!

4) «Хэппи-энд»? «Мвин» и «Война миров» Спилберга.
Еще одна удивительная для советского кино отличительная особенность «Места встречи» - ведь, несмотря на, казалось бы, формально благополучное завершение истории – бандиты пойманы, муровцы живы – кончается он на минорной ноте. «Не напрасно ли я принял красную таблетку»? Но наверно, ни зрители, ни власти не оценили бы такой концовки. И формально к фильму приделали хэппи-энд – малыш из детдома не пропал, любовь готова перерасти в семейное счастье…
Аналог аналогичного «чудесного» хэппи-энда, щадящего зрительские нервы, там, где по логике вещей быть его не должно, распространился последнее время в американском кино – наиболее ярким примером служит финал спилберговской «Войны миров». Еще одно созвучие нынешней ситуации в Америке с СССР тридцатилетней давности?
Tags: Властелин колец, Кино, Матрица
Subscribe
promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment