Похоже, аналогичный путь, только на несколько веков раньше, проделало классическое китайское искусство. Никогда раньше особо не интересовался этим вопросом, но вот сходил на выставку в Эрмитаже, проходящую сейчас в рамках Года Китая в России, и был просто поражен увиденным.
Скульптуры раннего периода (I – VI века) реалистичны, на уровне, пожалуй, европейского Средневековья, эпохи строительства готических соборов и создания украшающих их статуй. Где-то к XIII-XIV векам мы видим уже вполне развитую систему реалистической живописи, по уровню соответствующую Европе 300 лет спустя. А затем происходит увлечение поначалу «драконами да феями», а затем и вовсе какими-то абстракциями – вроде кривой вазы с четырьмя горлышками (XVIII век). О классическом китайском искусстве более поздних веков я уже, честно говоря, вообще ничего не слышал. Похоже, что «умерла, так умерла». Не это ли самое происходит сейчас и с живописью европейской?
Journal information