Да, конечно, мы можем выжить и так – затаиться в своей нише и тихо ждать, когда же наступит Конец Детства, и за нами придут большие взрослые «дяди». А может, и не придут. Вон ведь, в конце концов, уж на что древние виды крокодилы и акулы, а живут себе, и вымирать не собираются. Заняли свою экологическую нишу и не вылазят из нее.
Но жизнь ведь есть устойчивое неравновесие. И если жизнь обретает таки равновесие – то это уже и не жизнь. Это смерть.
Поэтому всякие там теории «устойчивого развития», гармонии, экологического равновесия, в которых человек мог бы существовать, не вылезая за пределы Земли – они по сути призывают нас признать свое поражение и смириться с ролью реликта, атавизма, пережитка прошлого, типа тех же акул или крокодилов, на смену которому уже пришел иной, более прогрессивный биологический вид (знать бы еще, какой).
Мне это не нравится. Я не готов смириться с ролью атавизма. И я не готов ждать, когда за мною придут страшные взрослые «дяди». Я хочу повзрослеть сам.
И потому мне нравятся слова Циолковского: «Земля – колыбель человечества. Но нельзя же вечно жить в колыбели!»
Вопрос освоения космоса – это не вопрос удовлетворения праздного любопытства, державных амбиций или военных притязаний. Это вопрос жизни и смерти человечества как биологического вида.
Journal information