Это вот вопрос, который, возможно, наиболее интересен мне. «Что же будет с нами через двадцать лет?» :-)
Казалось бы, все просто – численность будущего населения будет пропорциональна нынешней численности младенцев. Но нет, не все так просто.
Во-первых, существует младенческая смертность – показатель, который ЦРУ тоже публикует. Не все родившиеся дети, увы, выживают. Хотя для стран «золотого миллиарда», а также ряда других стран с качественной медициной (к числу которых относятся также и Россия, а также, к примеру, славящаяся своей медициной Куба и т.п.), этот показатель не имеет особого значения, поскольку очень близок к нулю. Но для большинства, скажем, африканских стран он довольно весом.
Существует и еще один важный демографический показатель - средняя ожидаемая продолжительность жизни - она показывает, сколько лет проживет в среднем выживший при рождении младенец. Этот показатель очень сильно варьируется от страны к стране (о чем я уже писал по итогам 2005 года - http://bigstonedragon.livejournal.com/49619.html, http://bigstonedragon.livejournal.com/49917.html, http://bigstonedragon.livejournal.com/11777.html), и потому не может не учитываться при прогнозе численности населения.
Наконец, существует миграция населения, данные по которой, судя по всему, весьма неточны (при суммировании количества со знаком «+» иммигрантов и со знаком «-« эмигрантов по каждой из стран, вошедших в обзор ЦРУ – т.е. всех стран и регионов Земли – получается далеко не «0», как должно было бы быть – ведь если человек откуда-то эмигрировал, то он неизбежно куда-то иммигрировал – на другие планеты мы пока что не улетаем на ПМЖ).
Простейшая модель прогноза численности населения заключается в следующем:
Берется количество младенцев;
Из него вычитается количество умерших младенцев, а также эмигрировавших граждан;
К нему прибавляется количество иммигрировавших граждан;
И предполагается, что эти «оставшиеся» проживут столько лет, сколько соответствует «средней предполагаемой жизни». То есть полученное число жителей страны, появившихся в течение года, помножается на количество лет их предполагаемой жизни.
При этом, конечно, не учитывается ряд «нелинейных» эффектов – в первую очередь то, что каждое последующее поколение на самом деле больше (или, соответственно, меньше) предыдущего; а также то, что иммигранты – это, вообще-то, не младенцы, а вполне взрослые люди.
Однако полученные результаты представляются достаточно интересными, чтобы поделиться ими со всем уважаемым all :-)
Journal information