Я здесь буду вести речь не о доходах на душу населения, а о финансовых ресурсах, которыми располагает правительство той или иной страны – т.е. о государственном бюджете.
Его объемы (а соответственно, и возможности страны по «спонсированию», «лоббированию» и «поддержке демократии») есть вещь гораздо более подвижная, чем размеры производства, и перемены здесь куда более динамичны. Так, видя 60%-й годовой прирост финансовых ресурсов Ирана, поневоле начинаешь с бóльшим пониманием относиться к обеспокоенности Соединенных Штатов по поводу этой страны – особенно зная склонность ее правительства тратить свои финансовые ресурсы на поддержку таких организаций, как «Хезболла» или «Хамас».
Ну, для начала, итоговые данные по отдельным странам. Как и раньше, при рассмотрении ВВП и объемов «реального сектора», я выделю здесь «элиту» (в данном случае – «золотую восьмерку»), «серебряных» и «бронзовых призеров». Все они достаточно сильно отстают друг от друга и одновременно достаточно существенно опережают все остальные страны.
Вот она, «золотая восьмерка»:
1. США – 2,66 триллиона долларов (17,8 % мировых финансов)
2. Япония – 1,78 триллиона долларов
3. Германия – 1,36 триллиона долларов
4. Франция – 1,14 триллиона долларов
5. Великобритания – 951 миллиард долларов
6. Италия – 862 миллиарда долларов
7. Китай – 490 миллиардов долларов
8. Испания – 448 миллиардов долларов
«Серебряные призеры» отстают от «золотых» более чем в 1,5 раза; правда, справедливости ради следует отметить, что и среди стран, включенных мною в «элиту», расслоение велико – отставание примерно равных по своим финансовым возможностям Испании и Китая от подлинной «элиты» тоже весьма велико.
В совокупности на «золотую восьмерку» приходится примерно 2/3 мировых финансовых ресурсов. Ее состав достаточно стабилен, равно как и взаимное расположение стран в рамках «восьмерки». Любопытно отметить, что если в отношении ВВП и объемов «реального сектора» США постепенно утрачивают позиции, причем довольно заметными темпами, то их финансовая мощь, напротив, имеет тенденцию к упрочению: за год доля США в мировых финансах выросла с 17,3 % до 17,8 %. При этом доля Японии и Германии, напротив, сократилась – с 12,5 % до 10,9 % и с 9,6 % до 9,0 % соответственно.
Тем не менее, основной «догоняющий» - Китай – по-прежнему очень существенно отстает от них по объему финансов, хотя и увеличил за год свою долю с 3,0 % до 3,3 %.
Journal information