Если Шостакович, о котором я уже неоднократно писал, выделяется умением создать динамичный поток эмоций и впечатлений через развитие музыкального материала, зачастую лишенного яркой мелодической основы, то Прокофьев, напротив, прежде всего – блестящий мелодист. В этом отношении Шостаковича можно назвать наследником Вагнера, а Прокофьева – последователем Чайковского.
Особенно мощно этот мелодический дар Прокофьева проявился в музыке балета «Ромео и Джульетта». Богатство и красота мелодий здесь таковы, что, возможно, эффект их воздействия на слушателя оказывается даже более сильным при использовании самых скупых инструментальных средств – в фортепианном варианте. Именно фортепианная сюита из музыки к балету, помню, поразила меня сильнее всего в студенческие годы – к сожалению, не запомнил, кто там был исполнителем; при поисках на ю-тьюбе ни один из вариантов не показался настолько же сильным – возможно, просто сработал отрицательный эффект завышенных ожиданий.
Вот этот вариант показался мне наиболее близким к впечатлениям моей юности:
Впрочем, в оркестровом варианте сюита не менее хороша!
Когда говорят о «Ромео и Джульетте» Прокофьева, то обычно вспоминают «хитовый» «Танец рыцарей»; но для меня лично «Номером 1» в музыке балета является другая пьеса – «Ромео и Джульетта перед разлукой» (в сюите она идёт с отметки 14:10). Развитие мелодии здесь куда интереснее, чем в знаменитом «Танце»: от тихого пробуждения к всплеску счастья и радости, к тихой грусти расставания и в завершение - к трагическим предчувствиям развязки.
Journal information