bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:

Роджер Вотерс, Рихард Вагнер и Sexual Revolution



В 1984 году в мировой музыкальной жизни произошло событие, пожалуй, наиболее неожиданное из всего, произошедшего на моей памяти: Роджер Вотерс выпустил альбом «The Pros and Cons of Hitch Hiking», практически целиком посвященный теме секса.
Да, за 5 лет до этого в «Стене» тоже звучали такого рода нотки, но всё же на протяжении многих лет, начиная от «Animals» и заканчивая «The Final Cut», песни Вотерса становились всё более и более политизированными и всё меньше касались частной жизни лирического героя. А тут – такое!
Причем качество музыкального материала, на мой взгляд, оказалось весьма высоким – во всяком случае, несравненно выше, чем в предшествовавшем альбоме («The Final Cut»). Если бы тут ещё да гитару Гилмора добавить, было бы совсем здорово – всё-таки мелодика Вотерса ориентирована именно на неё, с Эриком Клэптоном у Вотерса, на мой взгляд, «не срослось»: слишком специфична манера игры Клэптона, для вотерсовских песен она не годится.
Единственная с моей стороны претензия к подходам Вотерса в раскрытии темы секса – нельзя ИМХО петь о сексе с таким надрывом! Ведь не о чем-то болезненном речь идёт, и не об отправлении каких-то тяжких повинностей :-)
Альбом любопытен тем музыкальным приёмом, который использует Вотерс для создания и поддержания высокого градуса эротического напряжения: настойчивое и навязчивое, на протяжении всего альбома, повторение одной и той же простенькой и короткой, всего из 7 нот, музыкальной фразы. Вот, скажем, первая пара песен (они идут слитно, без паузы):


So we moving away to the country,
To feel the wind in our hair,
To feel the power of our engine,
To feel the thrill of DESIRE!..

* * *

Удивительно, но лишь через 20 лет после знакомства с песнями Вотерса я узнал, что ещё за 100 с лишним лет до него Рихард Вагнер создал произведение, по уровню эротического напряжения и по уровню мастерства, с которым оно передано, не превзойдено ещё никем и вряд ли будет когда-либо превзойдено.
Речь идёт об опере «Тристан и Изольда», которую я услышал впервые на сцене Мариинского театра лишь в начале 2000-х годов. Второй акт оперы посвящён той единственной «ночи любви», проведенной влюблёнными незадолго до гибели, и основу его составляет уникальный, удивительный, неимоверный дуэт Тристана и Изольды, длительностью почти целый час. В этой записи он начинается на отметке примерно 15:00 и заканчивается на 1:05:00.



Внешне всё выглядит вполне благопристойно. Никакого натурализма, никакой «обнаженки», столь модных в нынешнем театральном мире! И между тем мировое музыкальное искусство не знает иных произведений, где достигалась бы столь мощная степень эротического напряжения. И всё передано чисто музыкальными средствами!
Почти час непрерывного пения требует буквально нечеловеческих усилий со стороны исполнителей. Тем более, что от них требуется не просто пропеть некий текст – текст в данном случае как раз таки не важен – важны те эмоции, которые должны быть переданы голосами Тристана и Изольды.
В той записи, которую я включил свой пост, исполнение идёт на языке оригинала (немецком), но приведены русские субтитры. Но для восприятия происходящего они в общем-то не нужны – слова абсурдны и нелепы, но именно таковы и в реальной жизни те реплики, которыми могут обмениваться любовники в пылу страстей. Голоса оперных исполнителей в данном случае не больше и не меньше, чем просто главные инструменты в оркестре. Все чувства и эмоции переданы средствами музыки, и переданы настолько ярко и умело, что для человека, хоть раз в жизни пережившего ночь неистовой страсти, ни в каких дополнительных пояснениях не нуждаются.
Вот появляется Тристан – и следует всепоглощающий взрыв страстей, крещендо, настолько мощное, что не может продолжаться долго, быстро настаёт кульминация – и музыка резко снижает накал, но успокоения не наступает, просто взрыв эмоций уступает место теплу и нежности; любовники ненасытны, и их ласки длятся и длятся, постепенно вновь нарастая, пока не достигают второй кульминации; и снова музыка резко стихает до пианиссимо, кажется, сейчас дуэт прервётся… но нет – страсти снова начинают нарастать, кажется, вот-вот пик будет достигнут в третий раз… И в этот патетический момент на сцену врывается король и его свита: любовники застигнуты, что называется, с поличным. :-)
Честно говоря, совершенно не понимаю, как всё это, рождённое талантом Вагнера в благопристойнейшие викторианские времена, не вызвало грандиознейшего скандала, подобного тому, что в более поздние времена сопровождал, скажем, «Весну священную» или «Саломею». Впрочем, речь сейчас не об этом.
Посмотрев на телеканале «Культура» серию передач, посвященную творчеству Вагнера, я с удивлением узнал, что в «дуэте страсти» из «Тристана и Изольды» Вагнер, оказывается, использовал тот же самый приём, что и Вотерс в «The Pros and Cons of Hitch Hiking» - навязчивое повторение одной и той же короткой музыкальной фразы (весьма, кстати, похожей на лейтмотив Вотерсовского альбома), получившей даже у теоретиков музыки специальное название – «тристанаккорд». Просто если у Вотерса эта фраза постоянно звучит на первом плане, подминая под себя всю мелодику альбома, то у Вагнера, наоборот, - на заднем плане, можно сказать, как аккомпанемент, не мешающий динамичному развитию ткани музыкального повествования.
* * *

Вот и думай теперь – сознательно ли Вотерс скопировал музыкальный приём, изобретенный 150 лет назад Вагнером? Или два гения музыки независимо пришли к одному и тому же решению? :-)
Tags: Музыка, Пинк Флойд
Subscribe

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments