Чтобы оценить масштабы в должной мере, присмотримся к цифрам с несколько другой стороны; а предварительно вспомним немножко «азов»: что там преподают студентам по поводу экономики предприятия?
Что при создании предприятия его учредители формируют уставный фонд (уставный капитал), за счет которого приобретают (строят, создают) необходимые предприятию основные фонды (средства производства) и формируют оборотные средства (оборотный капитал). В дальнейшем оборотные средства пополняются – за счет прибыли, текущей кредиторской задолженности и – банковского кредита.
Посмотрим, как обстоят дела с этим у наших «избранных».
Собственные средства | Кредиты | Прочие обязательства | __ | Основные средства | Денежные средства | ТМЗ | Финансовые вложения | Прочие активы | |
Газпром | 217403 | 62836 | 53891 | __ | 226968 | 9036 | 15087 | 33585 | 49455 |
ПепсиКо | 14129 | 32554 | 30761 | __ | 19085 | 5494 | 3667 | 2977 | 46221 |
Тесла | 6618 | 13419 | 14272 | __ | 20199 | 6268 | 3552 | 1470 | 2820 |
На первый взгляд, почти классически (по крайней мере, у «Газпрома» и «ПепсиКо»): собственные средства примерно соответствуют основным фондам, «прочие активы» и «прочие обязательства» (то бишь дебиторская и кредиторская задолженность) почти уравновешивают друг друга…
Но «только почти, только почти»!
«Классика» требует, чтобы оборотные средства хотя бы частично формировались из собственных средств компании; не тут то было! У всех троих ПОЛНОСТЬЮ формируются за счет кредитов, а у «ПепсиКо» и особенно «Теслы» - ещё и за счет кредиторской задолженности; ну, грубо говоря, неплатежей :-)
Мало того, хотя, как я сказал, собственные средства компаний ПРИМЕРНО соответствуют основным фондам, но, тем не менее, у всех троих, даже у «Газпрома», они всё же МЕНЬШЕ стоимости основных средств!
Покрытие собственными средствами стоимости основных средств составляет: у «Газпрома» - 96%, у «ПепсиКо» - 74%, у «Теслы» - всего 33%!
То есть не только что оборотные, но даже и основные средства у ВСЕХ этих компаний формируются за счет заёмных средств – на 4% у «Газпрома», примерно на четверть стоимости – у «ПепсиКо» и аж на 2/3 – у «Теслы».
Продолжение следует!
Предыдущие выпуски:
Предисловие
Исторический экскурс
Исторический экскурс (окончание)
Деньги из воздуха
Деньги из воздуха (окончание)
Деньги из воздуха (дополнение)
Неумолимая логика конкуренции
Journal information